— Как оцените выступление вашей команды на турнире в целом?
— Этот турнир оказался для нас крайне полезен. Во-первых, здесь собираются сильнейшие игроки в своей возрастной категории. Во-вторых, это единственное соревнование, на которое сборная Канады привозит основной состав, собирая всех лучших. Для канадцев это важнейший турнир, да и для нас один из ключевых этапов подготовки. В матчах с сильнейшими соперниками появляется уникальная возможность оценить, где мы сейчас находимся, что хорошо, а что плохо. Закончился сезон, скоро стартует следующий, и здесь появляется возможность реально оценить, кто и чего достиг за отчетный год.
— И какова оценка?
— В чем-то мы, несомненно, прибавили, но, судя по тому, какого прогресса за тот же период добились другие ведущие команды, в каких-то компонентах мы еще отстаем.
Мемориал Ивана Глинки — эдакий экзамен. И для игроков, и для тренеров. Здесь можно понять, в правильном ли направлении движется команда, какой вектор развития выбрали другие сборные. Ведь главной задачей на турнире является даже не победа, хотя и она важна, а налаживание процесса перехода хоккеистов из юношеского во взрослый хоккей.
— Начали за здравие: с крупным счетом были обыграны американцы и словаки. А затем случился матч с Финляндией. Что произошло?
— Результат одного или даже нескольких матчей не может дать точный ответ на вопрос: правильно ли развивается команда. И здесь не принципиально — крупно мы победили или проиграли. Финны ничего сверхъестественного не продемонстрировали, играли в силовой хоккей четко по схемам. Настоящей же проверкой стал матч с Канадой. Мы и раньше знали наши сильные и слабые стороны, но этот матч не только их подчеркнул, но и указал на правильность выбранного нами пути развития. Некоторые моменты, что мы увидели в игре канадцев, нас откровенно восхитили. И мы точно знаем, в каких компонентах необходимо прибавлять в первую очередь.
— Многие болельщики ерничали после поражения от Финляндии, что ваша команда так стремилась сыграть с Канадой, что специально проиграла финнам, дабы встретиться с «кленовыми листьями» пораньше. Понятно, что это шутка, но как в принципе относитесь к выбору соперника в плей-офф, если есть такая возможность?
— Эта история не для нашего тренерского штаба. Убежден, что попытки подбирать себе соперника, пытаться делить конкурентов на сильных и не очень способны скорее навредить, чем помочь команде. Необходимо готовиться к каждому матчу и каждый раз играть только на победу. Хоккей может и не простить обмана. Поверьте, я расстроился после поражения от финнов гораздо сильнее, чем после проигрыша канадцам в полуфинале.
— В матче за 3-е место вы вернули финнам должок, обыграв их 4:3. Этот матч был принципиальным для команды?
— Не просто вернули должок, а выиграли, уступая по ходу встречи 1:3. Игра с Канадой проходила на встречных курсах, от ножа, на высочайшем эмоциональном уровне. Раньше такого переживать не приходилось. Только представьте, как была опустошена команда после проигрыша. Мы понимали, что, пока мы приходим в себя после сложнейшей игры, в соседней раздевалке ликуют и радуются канадские игроки. Поверьте, канадцы просто прыгали от счастья, понимая, что обыграли сильнейшего соперника. И мне очень важно, что ребята после этого не сломались, не сдались, а вышли на следующий день побеждать Финляндию в матче за 3-е место.
И как бы тяжело ни складывался для нас первый период, ребята нашли в себе силы победить. И этот момент для меня, как для тренера хоккеистов этого возраста, гораздо важнее простых цифр на табло. Пусть и победных. В таких ситуациях многое приобретаешь. Можно говорить о техническом браке, катании, силе броска, но характер или есть или его нет. И я увидел, что у этих ребят он есть.
— Кого могли бы выделить в составе своей команды на турнире?
— Мы взяли на турнир Никиту Попугаева, зная о его сломанной руке. Он продолжал тренироваться с нами на сборах и поехал в Словакию, где в итоге стал одним из лучших не только в нашей команде, но на всем турнире. Не могу не отметить и нашего голкипера Владислава Сухачева. В последних матчах роль лидера взял на себя нападающий Герман Рубцов. Отлично проявили себя капитан команды Никита Макеев и Александр Яковенко. В последней игре разыгрались Артур Каюмов и Вячеслав Шевченко.
— А есть те, к кому есть претензии?
— Есть и неприятно удивившие, но позвольте не называть конкретных фамилий. Не сомневаюсь, что эти ребята сами все осознают. Что-то у них пошло в Словакии не так. Я своим игрокам часто повторяю, что мало хотеть, надо еще и мочь.
— Эта сборная будет играть в предстоящем сезоне в Молодежной хоккейной лиге. С какими чувствами ждете начала первенства: с нетерпением или тревогой?
— Для меня выступление в МХЛ — в первую очередь повышение конкуренции со стороны соперников. Это сборная, им не интересно играть с ровесниками в России. Мы увидели в Словакии свои главные ошибки. Все ребята остаются в команде и в предстоящем сезоне будут стараться их исправить. В Новогорске ежедневно будем оттачивать те моменты, которые приведут их к дальнейшему росту и прогрессу.
— Нет опасения, что с вашими мальчишками более возрастные соперники не станут церемониться?
— В межсезонье мы сыграли с командами ВХЛ и МХЛ и лишь в одной из них уступили. Уверен, что ребята проведут сезон достойно. Я сам в 17 лет уже был в команде мастеров, играл против мужиков.
— Но если бы помимо вас в той команде все пятерки были бы укомплектованы вашими сверстниками, вряд ли из этого что-то хорошее получилось. Согласны?
— Будь готов, думай, двигайся быстрее. Поверьте, та сборная Канады, которой мы уступили в полуфинале, не слабее ни одной команды ВХЛ.