В открытом доступе в Интернете есть письмо, адресованное поклонниками «Анжи» министру спорта РФ Виталию Мутко. В нем, в частности, говорится: «...инспектор матча не внес никаких записей по этому поводу в протокол матча. Режиссер трансляции также не принял никаких мер к тому, чтобы эти оскорбительные и подпадающие под статью Уголовного кодекса лозунги не засоряли эфир. Болельщики футбольного клуба «Анжи» обеспокоены тем, что и на этот раз РФС может закрыть глаза на возмутительное поведение части болельщиков, сеющих межнациональную рознь между народами России и стремящихся обострить отношения с выходцами из кавказского региона...»
В письме также сказано, что болельщики оставляют за собой право обратиться в международные спортивные организации, в случае если компетентные ведомства России будут по-прежнему самоустраняться от решения проблемы.
Если события будут развиваться именно так, то это может реально навредить ПФК ЦСКА, выступающему на европейской арене. В лучшем случае фанаты, разжигающие межнациональную рознь, «накажут» клуб на крупную сумму денег, в худшем есть риск проведения матчей без зрителей и даже отстранения команды от Лиги чемпионов. Повторимся, УЕФА и ФИФА очень серьезно относятся к проявлениям нетерпимости на национальной почве, считая их одним из самых серьезных преступлений в области футбола.
■ ■ ■
А что собирается предпринять руководство гостей? Эксклюзивный комментарий «МК» дал по телефону гендиректор ФК «Анжи» (Махачкала) Сергей Кораблев (на фото).
— Мы приглашены на ближайшее заседание бюро Контрольно-дисциплинарного комитета и уже после этого решим, какие принимать меры. Мы свою позицию уже обозначили. У нас нет никаких претензий к футбольному клубу ЦСКА, ни к его руководству, ни к нормальным болельщикам, которые были на трибунах в Химках. Есть вопросы к неадекватным фанатам с их дикими выходками, которые в приличном обществе уже давно не приветствуются.
— Но клуб так или иначе несет ответственность за своих поклонников, какими бы радикальными они ни были.
— Безусловно, перед сезоном в каждой команде ведется такая работа. Я это понимаю, мы сами проводим разъяснительные беседы. Но есть один нюанс. Есть люди, которые хотят вас услышать, а есть те, кто в любом случае будет делать то, что он хочет.
— Бесчинства и вправду продолжались все 90 минут игры?
— Они начались еще во время разминки. Не 90 минут, но 70–80 — это точно. Я полагаю, это дружно спланированная акция, к которой готовились заранее. И она прошла, надо «отдать должное», на высоком организационном уровне. А вот судьи как раз не справились: они должны были отреагировать на неподобающее поведение болельщиков. Надеюсь, что запись пусть и постфактум, но занесена в протокол. С точки зрения идиоматических выражений русского языка, если бы я такие слова начал произносить в адрес титульной нации где-нибудь в московском метро, уверен — заработал бы реальный уголовный срок. И еще и штраф 300 тысяч рублей. И если бы ответственность за каждого такого нарушителя нес клуб, в данном случае армейский, то можно было бы и не участвовать в Лиге чемпионов. Пугает, что эти явления стали преподноситься как некая субкультура, которая должна привлечь к стране внимание. А это может привести к беде.