О финансах
Шишкарев: «Честно вам скажу, в федерации, когда мы пришли, была выжженная земля. Работали и продолжаем работать без выходных и отпусков. Но спустя несколько месяцев нам удалось решить некоторые текущие финансовые вопросы. Мы смогли сотрудникам федерации установить нормальные оклады, потому что люди должны адекватно зарабатывать, чтобы с них можно было требовать.
Кроме благотворительных средств, привлекли спонсорские средства. Обреченности у нас нет, мы должны разорвать этот порочный круг. Гандбол, мол, не популярен, потому что его никто не показывает, он никому не интересен, потому что на него денег нет. А денег нет, потому что он никому не интересен. Рекламодатели не идут, спонсоры не идут, трансляций нет, никто о гандболе не пишет.
Я предлагают нам поверить. Мне, Лаврову, моей команде. Мы сделаем все, чтобы и в регионах изменить ситуацию, и на федеральном уровне, мы будем трясти всех, кто обещал нам поддержку».
О сборных командах
Шишкарев: «Выступление наших сборных, мужской и женской, в финале сезона получилось интересным, дающим надежду. Например, мужская сборная. Вы можете себе представить, что в течение 9 месяцев никак не мог решиться вопрос о проведении матча со сборной Украины в квалификации на чемпионат Европы? Мы решили этот вопрос не то, чтобы очень легко, но решили, подключив политические связи. В итоге матч прошел на нейтральном поле в Минске, прошел на великолепном уровне. Был полный зал. Люди шли, чтобы посмотреть красивый гандбол. Мы показали Европейской федерации, что держим слово и можем решать вопросы. (Россия обыграла сборную Украины в двух матчах - «МК»)
«...А 14 июня был решающий матч с Португалией, для нас очень волнительный, потому что если бы мы проиграли больше чем в пять мячей, мы бы не попали на чемпионат Европы. Но самое главное не это. Главное, что 13 лет до этого сборная России не играла в Москве. 13 лет!!! О какой популяризации гандбола может идти речь, если сборную страны столько лет не видели в столице. Да, была масса проблем. Далеко не лучший был выбран зал. Но тем не менее, мы провели игру, устроили игровое шоу. И самое главное, мы решили задачу.
«...Если говорить о женской сборной, то они провели два великолепных матча в рамках отбора на чемпионат мира против сборной Германии, в гостях и дома. И оба матча выиграли. Когда играли в Германии, нас, болельщиков, было 12 человек против 3,5 тысяч немцев. Но клянусь, мы их переорали! А девчонки играли с такой страстью и самоотдачей»!
Лавров: «Женская команда наша — абсолютно новая. Да, присутствуют два-три ветерана. Но тон задают сейчас молодые девчонки. И такой победы, которую они одержали над Германией, им не хватало. А Германия - мощная команда, они были фаворитами. Но выиграли там, и с большим трудом, все-таки выиграли дома... По-моему, это рождение новой команды».
Шишкарев: «Впереди у нас очень важный вопрос: пройти отбор на Олимпиаду. Не могу согласиться с мнением, что шансов нет. Но иллюзий больших мы тоже не питаем. И хотим обратиться к общественности, чтобы не судили нас строго, если команды все-таки этот отбор не пройдут. К сожалению, у нас деятельность той или иной спортивной Федерации оценивается не по развитию детско-юношеского спорта, а по результатам национальной сборной. И главное даже не медаль чемпионата Европы, а отобрались или не отобрались на Олимпиаду. Если не будет отбора на Олимпиаду хотя бы одной из команд, то президента сильно раскритикуют, и все его добрые дела никому не будут нужны. Но мы пришли работать не на олимпийский цикл, впереди огромный пласт работы, много лет упорного труда. Создать команду и подготовить резервы — это минимум пять лет. А лучше восемь. Вот на это мы и закладываемся. Можно, конечно, поступить как Катар, купить игроков и сформировать состав их натурализованных гандболистов, но для нас это неприемлемо. Только если игроки сами захотят приехать, как, например, Регина Шимкуте поменяла украинское гражданство на российское. Перекупать никого не хотим».
О тренерах
Шишкарев: «Многие критиковали тренера женской сборной Евгения Трефилова. Но перед последней игрой с Германией я к нему подошел, спрашиваю что-то, а он мне: «Тихо, тихо, после игры поговорим». А когда после игры я зашел в раздевалку, он сидел и плакал, закрыв лицо руками. Настолько для него это было важно»!
Лавров: «Вы спрашиваете, почему у нас так много возрастных тренеров? Трефилов, Максимов... Я много раз присутствовал при разговорах Максимова с молодыми тренерами. Почему Максимов что-то знает, а молодые — нет? Да потому что он живет гандболом! Он в свои 70 лет, все на свете выиграв, постоянно читает и совершенствуется. А молодежь у нас останавливается в развитии, как только получит первый тренерский контракт. Да сегодня огромное количество методической литературы просто выложено в интернете! Но никто же это не читает.
Поэтому мы решили ввести добровольно-принудительное лицензирование. Получишь лицензию, будешь сидеть на скамейке. Не получишь - не будет сидеть. А нужен такой тренер клубу? Вот пусть клубы их и мотивируют.
Очень много системных ошибок допущено и в подготовке молодежи, и в подготовке тренеров. По молодежи мы пошли на поводу у детских тренеров. Да, у нас существовали нормативы, и ростовые, и на левшей, и на вратарей. Причем, жесткие. Не сдал ребенок один норматив, пропускает одну игру. Не сдал два - - две игры. Сегодня мы не можем идти этим путем, потому что большинство команд, чего скрывать, выезжает за счет средств родителей. Если мы начнем им запрещать играть... Тренеры нам сказали: вы отмените нормативы, а мы приведем в большой гандбол и высокорослых, и левшей. И что? Никто не пришел и никого не привел. Они просто добиваются повышения квалификации за счет результата, получают свои местные зачетики, повышения зарплаты на 3-5 тысяч рублей. А дальше никакого результата. Такая ситуация продолжалась семь лет.
Сейчас мы вводим нормативы снова. Но будем действовать так: не сдал норматив, будем писать директорам школ, чтобы обратили внимание. И пусть директора и тренеры находят выход».
О популяризации гандбола
Шишкарев: «Когда я пришел на пост президента федерации гандбола, я понял, что интерес к этому виду спорта не утерян. Люди любят гандбол! Они собираются по выходным и играют. Да и в некоторых регионов популярность очень высока. Например, в Астрахани во время встречи женских команд России и Германии все получилось здорово. На игру пришли более 6,5 тысяч. Люди стояли в проходах, билетов не было. И это только в зале. Впервые был включен экран возле дворца спорта, и трансляцию смотрели еще полторы тысячи человек. Да, билеты были бесплатными. Но есть регионы, где на гандбол ходят и за деньги. Ростов, например. К этому можно и нужно приучать людей».
«...Мы уже написали гимн гандбола, положили его на видеоверсию. Очень патриотичная песня. И мы считаем, что это очень важно. Это демонстрация нашего отношения к гандболу».
«...Мы будем стараться улучшать качество трансляций из регионов. Сейчас нет трансляций только из Майкопа и Ижевска, там залы не соответствуют. Конечно, иногда подводит качество. Но мы прописали в регламенте, что интернет-трансляции должны быть обязательно. Из Краснодара, из Чехова, из Звенигорода трансляции, например, все хорошие».
О клубном гандболе
Шишкарев: «Понимаем, что игровому виду спорта для популяризации необходима команда в Москве. Дайте нам год, мы на этот год уже не успеваем. Но на следующий сделаем. Думаем, что надо начинать растить эту команду потихоньку, с юниоров, с 16 лет. Чтобы заодно растить игроков для сборной. Для них это хорошая школа. Пусть они проигрывают по 10 мячей, но это опыт».
«...Меня очень зажигает идея успешных европейских клубов. Хотим договориться с «Барселоной», съездить туда, посмотреть, как они сделали модель успешного коммерческого клуба. Там, например, есть фонд, который финансирует и футбол, и гандбол, и баскетбол. И болельщики у них одинаковые. На матчи гандбольной «Барселоны» приходят люди, на майках которых написано «Месси». Но болеют они также неистово, как и «Капм Ноу». Был бы гандбольный ЦСКА, «Спартак», «Локомотив», было бы здорово... Мы поговорим на эту тему с руководством «Спартака». В Тушино они будут строить Дворец спорта на 12 тысяч. Пока говорить о чем бы то ни было рано. Мы пока не готовы придти и показать себя во всей красе. С правильными презентационными материалами, с правильными программами. Все это надо наработать, чтобы переговоры имели шансы на успех. Нас будут слушать серьезные люди, и у нас нет права на ошибку. Пока мы к этому не готовы. Надо заложить определенный фундамент. Хочу донести все это до региональных лидеров наших, чтобы давали возможность делать спортивный бизнес, помогали. Например, пусть отдадут здание под торговый центр, а в условиях договора прописать, что часть прибыли идет на спортивный клуб. В Испании же это работает»!
О планах
Шишкарев: «Хотим сделать вокруг Абрау-Дюрсо центр подготовки национальных сборных. Чтобы можно было спокойно тренироваться, и летом собирать там детей всех возрастов. Чтобы проводить мини-турниры, чтобы тренеры смогли посмотреть на подрастающее поколение».
«...Готовим стратегию до 2025 года. Бессмысленно сейчас углубляться в ее детали. Но можно упомянуть, что собираемся провести в августе большой семинар с представителями региональных федераций, хотим поговорить, посмотреть друг другу в глаза. Обсудить, что сделали, что не сделали. Решить финансовые вопросы. Потому что многие губернаторы, конечно, творят чудеса. Декларации одни, а на деле происходит совсем другое».
«...Будем предлагать гандбол в школах, будем предлагать строить нормальные площадки. Например, в Краснодарском крае настроили 28 ледовых дворцов! Для кого? Мне губернатор говорит, что на поддержание льда в них нужно миллиард двести миллионов рублей в год».
«...К сентябрю мы поедем по регионам, чтобы смотреть развитие гандбола там, решать, как развивать и так далее. Мы обязательно будем брать депрессивный регион и один успешный, и объединять их в одну командировку. И на пальцах объяснять, что надо делать».
«..Для меня успешный проект — это не то, что команда отобралась на Олимпиаду или выиграла медаль чемпионата. Успешный проект — это заложить фундамент, подготовить резервы, подготовить возможность потом насладиться не одной Олимпиадой, не одним еще чемпионатом. Задача — вернуть гандбол на прежний уровень и по мастерству, и по популярности. Чтобы лица гандбола были узнаваемыми».