Шпионские страсти
Когда Кирсан Илюмжинов учился в МГИМО, увлечение шахматами чуть не погубило его. Один сокурсник, может быть из зависти, настучал на него в КГБ. И на первом же допросе Илюмжинов узнал, что он... шпион, работающий на афгано-индийскую разведку. При этом в качестве доказательства ему была предъявлена фотография, на которой студент из далекой Калмыкии играл в шахматы с послом одного из упомянутых государств. Офицер госбезопасности, видно, был убежден, что за шахматной доской с дипломатами встречаются с единственной целью: передать секретную информацию (наверное, новинку в староиндийской защите). Поскольку Илюмжинов много лет является президентом ФИДЕ и встречается с шахматистами всех стран, то теперь его можно обвинить, что он работает на все разведки мира…
Бедный фонд
В 1990 году в Баку случилась трагедия, и армянское население вынуждено было покинуть родной город. Тогда Каспаров решил продать одну из своих корон (из чистого золота и бриллиантов, весом семь с половиной килограммов), а вырученные деньги передать пострадавшим. Гарри подумывал выставить корону на аукцион, но дело ускорилось: ее приобрел Илюмжинов - молодой, но уже преуспевающий бизнесмен (ни о каком президентстве он тогда еще не мечтал).
- Вот купил у Каспарова корону, - посетовал Кирсан, - а держать негде.
- Продали бы ее Алмазному фонду России, - посоветовали ему.
- Смеетесь, что ли? - удивился Илюмжинов. - Откуда у них такие деньги?!
Приятная забывчивость
Президент ФИДЕ Илюмжинов до такой степени любит шахматы, что иногда забывает все на свете. Вот один пример. Как-то будучи в Москве, он решил отобедать с одним гроссмейстером. Они отправились в один симпатичный ресторан, хорошо посидели, и после трапезы Илюмжинов стал расплачиваться. «Что вы, Кирсан Николаевич, какие деньги, - удивился официант, - это же ваш ресторан!»
Жизнь дороже!
Илюмжинов плыл по Черному морю в какую-то экзотическую страну, собравшуюся пополнить ряды ФИДЕ. Море было неспокойно, и для страховки он решил принести морскому богу Нептуну какую-нибудь жертву. Гроссмейстер на его месте пожертвовал бы ферзя, а вот Кирсан Николаевич снял с руки часы и бросил в пучину. И, как вскоре выяснилось, оказался совершенно прав: корабль вполне благополучно, без всяких приключений, добрался до берега. Здесь стоит заметить, что спасительные часы были не шахматные, а ручные. Но не простые, а сделанные из золота, да еще с бриллиантами, стоили они сто тысяч долларов.
- Не жаль было расставаться с часами, все-таки недешевые? - спросил я у президента.
- Жизнь дороже! - объяснил мне Илюмжинов.
P.S. Рядом с этой правдивой историей вполне уместен следующий анекдот.
Сидят двое новых русских перед пропастью, философствуют. Вдруг один из них снимает с руки часы за сто тысяч долларов и бросает вниз.
- Ты что, с ума спятил?
- Представляешь, как быстро летит время!
Суд и юбилей
После того как Карпов в 1999 году отказался играть в чемпионате мира ФИДЕ в Лас-Вегасе и в результате навсегда лишился титула, он подал в суд на президента ФИДЕ, ведь он провел чемпионат на несколько месяцев раньше, чем обещал, и тем самым сократил срок пребывания Карпова на троне. Суд продолжался полтора года и завершился в начале 2001-го. Хотя чемпионское звание Карпову вернуть не удалось, он отсудил у президента пятьдесят тысяч долларов. Учитывая усилия, потраченные на это дело, сумма была пустяковой для обоих - и для Карпова, и для Илюмжинова. Но такой итог позволил последнему придумать отличную шутку.
Вскоре после «приговора» Илюмжинов дал пресс-конференцию (совсем по другому поводу), и один из вопросов был такой: «Как готовится ФИДЕ к юбилею Анатолия Карпова?»
- К пятидесятилетию Анатолия Евгеньевича мы подготовились замечательно, - отрапортовал президент, - только что на празднование юбилея выделили ему пятьдесят тысяч долларов.
Президент в кубе
Лет десять назад, Илюмжинов был трижды президентом: Калмыкии, ФИДЕ и футбольного клуба «Уралан», то есть «президентом в кубе». Конечно, приятно иметь столько титулов, но один раз такое обилие подвело их обладателя.
Автор этих строк пригласил Кирсана Николаевича в редакцию «МК» ответить по «прямой линии» на вопросы читателей - о шахматах, футболе и политике. И тут случилось забавное недоразумение. Хотя информация об этом событии несколько раз публиковалась в газете, оказалось, что многие о нем не знали и не воспользовались счастливым случаем побеседовать с президентом о том о сем.
Все дело в том, что придуманный мною заголовок анонса - «Президент в кубе», читатели восприняли как «Президент в Кубе» и решили, что речь идет о визите Путина на Кубу, который тогда состоялся. А на самом деле как раз сообщалось о визите Илюмжинова в «МК». А вот был бы Илюмжинов не тройным, а, скажем, двойным президентом, то есть «президентом в квадрате», никакой путаницы не произошло.