- Вячеслав, вы за сборную России играли до 2004 года, верно? Тогда, после двух золотых олимпийских медалей Барселоны и Сиднея, завоевали бронзу Афин.
- Да, и в последние годы выступлений за национальную команду я уже играл не в высшей лиге Германии, а во второй бунгдеслиге. Хотя в Германии уровень второй лиге даже повыше, чем в России в первой.
- И тогда же начали работать?
- Вот как раз примерно тогда я начал продавать машины. Мне очень понравилось, хотя и отнимало много времени. Сначала было трудновато, но потом привык. Мне нравилось, что можно знакомиться с новыми людьми со всей Европы.
- А почему к тому времени не оставили спорт?
- Я гандболом занимаюсь более 30 лет. И до сих пор играю, пусть на невысоком уже уровне. Даже получаю какие-то деньги, хоть и небольшие. Но дело не в деньгах. Вам, например, чтобы поддерживать форму, надо идти в фитнес-студию и платить за это. А я занимаюсь своим любимым делом, поддерживаю форму, а мне за это еще и платят. К тому же, это общение с друзьями из команды, которого не заменить. Когда у меня были перерывы в тренировках, то очень не хватало общения, единения, когда после тренировки ходишь с партнерами выпить бутылочку пива и просто разговариваешь. Но все же понимают, что спорт когда-нибудь закончится, поэтому нужно иметь параллельно другое дело в жизни. Чтобы дети иногда бананы могли поесть, было чем за квартиру заплатить и сходить в ресторан хотя бы один раз в неделю.
- Представить себе, чтобы игрок футбольной сборной Испании утром вкалывал на погрузке овощей, а потом шел на тренировку, невозможно. А вот в национальной команде Фарер или Люксембруга, пожалуйста. Германия, или например, Дания — гандбольные страны. В них такое возможно?
- Конечно, нет! Может, быть еще лет 10-15 назад такое и встречалось, когда зарплаты не были высокими, но и то редко. Они могут быть студентами и заканчивать какое-нибудь учебное заведение, но играют в клубах, в которых получают достаточно денег. Молодые игроки в любом случае стараются получить высшее образование, потому что спорт не вечен, и в будущем надо будет чем-нибудь заниматься. Часто встречается такое, что начиная играть в низших лигах, игроки, заключая контракт, сразу оговаривают, что спонсоры клуба помогут с работой. Причем, не только самому игроку, но и жене. Потому что клубы третьей или четвертой лиги не могут платить большие деньги. А вторая лига профессиональна процентов на 80-85. Они и тренируются каждый день по два раза в неделю.
- А в третьей бундеслиге есть профессиональные игроки, которые полностью на зарплате у клуба и больше ничем не занимаются?
- В нашей команде, например, больше половины игроков где-то работают и тренироваться приходят вечером. Мы тренируемся четыре раза в неделю: понедельник, вторник, четверг, пятница. А в субботу игра. Ребята работают в банках или на фирмах, много студентов.
- Возникают между профессионалами и полупрофессионалами напряженные отношения?
- Ну это скорее какие-то шутки, подколы. Потому что, например, я встаю в шесть утра, работаю, потом есть немного времени заскочить домой, перекусить, может, даже чуть-чуть покемарить. А потом на тренировку. Профессионалы же просыпаются поздно, могут до 4-5 утра играть на приставке, а к вечеру расслабленные приезжают тренироваться. Так что можем друг друга подколоть, но не серьезно. Ну и ради справедливости надо сказать, что с них и требуют больше. Их покупали, им платят больше, от них и ждут большего.
- Случаются ли сложности с работодателями? Могут ли не отпустить на тренировку или игру?
- У нас тренировка начинается поздно, в половине восьмого. Так что обычно все к этому времени уже свободны. В Германии сильно развита посменная работа, поэтому ребята стараются работать в такую смену, чтобы ничего не мешало. Но иногда, конечно, случается. Один парень у нас работает в аэропорту. И если у него выпадает третья смена, он на тренировку не приходит. Появляется уже на игре. Но, в основном, проблем нет. Получается договариваться.
- После рабочего дня и раннего подъема тренировки даются тяжело? Или, это наоборот, своего рода отдых, разгрузка, снятие напряжения?
- Я бы не сказал, что это отдых. Хотя у меня уже щадящий режим тренировок. Мы с нашим тренером играли в свое время друг против друга, он — за сборную Германии, я — за сборную России. Давно друг друга знаем. Иногда он мне даже пишет сообщение, что мне сегодня на тренировку приходить не надо, он ребят погоняет. Нормальное взаимопонимание. Но согласен, наверное, с тем, что это своего рода переключение мозга, снятие рабочего напряжения.
- У вас ведь практически не остается свободного времени. Как на это смотрит семья? Одно дело, когда спорт — это основная работа...
- Сын сейчас сам в молодежной сборной России. А жена знала, за кого она замуж выходит (смеется). Тем более, что сама она тоже много работает. Дочке уже 15 лет, и она совершенно самостоятельный человек. Пришла, убралась, сама поела, брата накормила. Ну и потом все равно время на семью остается. В среду у нас нет тренировок, и мы обязательно все вместе идем в центр города, гуляем, мороженое едим. И воскресенье проводим вместе. К сыну идем на игру, потому вместе ужинаем в ресторане.