Евгений Гараничев зашел на штрафной круг в эстафете на третьем чемпионате мира подряд. В 2012-м и 2015-м он пробежал один круг, в 2013-м – два. (В смешанной эстафете на Олимпиаде в Сочи – один). В Контиолахти – один.
Мог или не мог справиться, надо или не надо было его включать в состав, все эти разговоры – в пользу бедных. А именно наша биатлонная сборная в эстафетной истории чемпионата мира в Контиолахти – бедная. Две деревянные медали, у женщин и мужчин, подряд. Это вот немцы богатые: два золота.
Но, к чему эти разговоры, если, во-первых, ставить все равно больше некого. Помнилось про Алексея Слепова? Но и сам говорил, не за что пока, да и контрольная тренировка подтвердила: четыре промаха. А про Тимофея Лапшина, увы, после неудачных стартов в Контиолахти уже и не вспоминалось. Тренеры констатировали: перегорел.
Во-вторых, тренер – он же и воспитатель. Есть классный гонщик, но бывают провалы в стрельбе, надо исправлять: и тренировками и стартами. Конечно, воспитывать лучше не на чемпионате мира, но ведь «наигрывали» Гараничева весь сезон, поэтому и результат мог быть очень даже хорошим. Прекрасным даже. И привез бы он товарищам запасик – секунд так…
Мечты порой сбываются. В Контиолахти был явно не этот случай.
Сам Женя говорит – не понимаю. И еще: дело, точно, не в психологии.
Интересно, а спортсмен сам наверняка знает, когда «дело в психологии»? И как он осознает? Всегда казалось, что именно так – не выполняешь то, на что готов, значит, психология подводит, мандраж, накрутка, боязнь проиграть – если по-другому.
Но в этом пусть разбираются тренеры и специалисты. Потому что Гараничева, как эстафетчика, терять все же не хотелось бы. Причины этого желания можно прочитать выше. Хотя, может, все же стоит поступить резко: никогда больше – ни в виде эксперимента, ни как иначе, не ставить Женю в четверку. Пусть выигрывает в других гонках, где не давит груз коллективной ответственности. И, даст биатлонный бог, станет он и чемпионом мира, и олимпийским чемпионом.
…Отставание в 45,5 секунды – так все и началось, после первой стрельбы и штрафного круга Евгений Гараничев шел 26-м, предпоследним. Вторая стрельба – чисто. Передал Женя эстафету Алексею Волкову на 16-м месте с отставанием в 51 секунду. Норвегия, Франция, Германия решали, кто будет выигрывать.
Старший тренер Александр Касперович прокомментирует: по пристрелке и по настрою Жени у тренеров вопросов не было. Ветра, снега, погодных помех… По всей видимости, переволновался.
Алексей Волков начал, было, даже отыгрывать отставание, но допустил два промаха. Ликвидация не состоялась, опять дополнительные патроны, «съеденные» секунды вернулись с хвостиком. А место – все то же. Мы начали проигрывать, спортсмены начали рисковать, – объяснят потом промахи тренеры. Вторая стрельба – чисто. Передает эстафету Малышко 13-м, отставание 49 секунд.
После первой стрельбы этого этапа возвращается надежда. Уже восьмое место. Отставание чуть менее 40 секунд от первого места и полминуты от призовой тройки. И вторая стрельба – чисто, от третьего места – 20 секунд. Но по мере приближения к финишу этапа скорость исчезает вместе с силами. Только на последнем круге проиграно 25 секунд.
Как объяснит Касперович, Дмитрий начал этап не в своем режиме, после первого этапа спортсменам была дана поправка на старте, чтобы начинали работать сразу с первых метров. Вынужден будет тренер признать и другое – в этом году Малышко не в том функциональном состоянии, в котором был раньше.
А Симон Шемпп первым уходит на последний этап. Антон Шипулин отправится в погоню только через минуту, восьмым.
На первой стрельбе Шипулин использовал один дополнительный патрон, переместился на шестое место. К следующей стрельбе – на пятое. Три лидирующих места уверенно занимали немцы, норвежцы и французы. В очередной раз можно было надеяться только на чудо от соперников. В смысле – на их стрельбу, подобную нашей на первом этапе. Но это было из разряда жесткой фантастики.
От Антона Шипулина до Мартена Фуркада– 15 секунд. Но мог ли Фуркад быть столь беспечным, чтобы отдать их, лишить команду награды, а себя – возможности наконец-то встретиться с братом Симоном на пьедестале? Теоретически – да. Но Фуркад так и не смог.
К Антону – вновь никаких претензий, вновь старался и пытался исправить ситуацию. «Я не собирался экономить силы. Впереди еще были огневые рубежи, соперники вполне могли ошибиться. Но они этого не сделали. Нужно было бороться до конца в любом случае. Это биатлон, тут бывает всякое. Потом, понял, что шансов нет и лучше оставить силы на последнюю гонку. Потратил очень много сил, и они были на исходе. Рано говорить, что чемпионат неудачный, что нам не везет. Надо подождать масс-старта, а потом делать выводы».
Немцы впервые за 11 лет стали чемпионами мира. А мы вновь ими не стали.
Итак, в сухом остатке - мужская сборная России не сумела завоевать медали в эстафете на третьем чемпионате мира подряд – и все уже подсчитали, что это самая длинная серия в истории отечественного биатлона (учитывая медали СССР). В 2012-м наша команда заняла 6-е место, в 2013-м и 2015-м – 4-е. Длинная серия, короткая, это наша биатлонная история, в которой за последние годы было так много всего намешано.
Если даже и не выигрывать (хотя цель не подвергалась сомнениям), то на пьедестал встать, конечно, надо было. Последний раз это случилось на чемпионате мира в 2011 году – Антон Шипулин, Евгений Устюгов, Максим Максимов и Иван Черезов завоевали серебро. А последнюю победу мужчины отмечали в 2008-м – Иван Черезов, Николай Круглов, Дмитрий Ярошенко и Максим Чудов.
Очень надо было завоевывать медаль, тем более что результат показывали весь сезон: три золотые и одна бронзовая медаль, а также по разу становился четверым и пятым.
Мужская сборная России стала обладателем Малого хрустального глобуса, который вручается по итогам эстафетных гонок сезона. Вторыми в зачете стали норвежцы, тройку сильнейших замкнул немцы.
Малый Хрустальный глобус – наверное, лучше, чем ничего. Но хочется уже весь пирог, а не куски от него.
Александр Касперович согласен - завоевание Малого хрустального глобуса не может служить никаким утешением, хотя новость, конечно, хорошая.