…Вопрос – уйдет ли руководитель, на протяжении многих лет возглавлявший крупнейшую федерацию, или не уйдет, все-таки существовал. Даже, несмотря на то, что отставка вроде как была анонсирована самим Балахничевым, да и сразу же поддержана министром спорта. Но общественная организация может ведь и ослушаться? Помните случавшиеся обострения отношений биатлонного президента Прохорова и министра спорта Мутко? А ну как, легкоатлетический народ скажет – останьтесь, Валентин Васильевич! И проголосует против отставки? Впереди – Игры, фактически сегодня происходит выход сборных на финишную прямую подготовки. Да и Балахничев сам говорил о том, что, конечно, планировал покинуть пост, который занимал с 1991-го года, но все же после Игр в Рио-де-Жанейро.
Что перевесило. Наверное все же то, что старых грехов не бывает. Либо грех есть и от него надо очищаться, либо его не было. Это как рыба первой свежести. А у рыбы, как известно, все начинается с головы. Не только у рыбы.
Нашумевший в мире спорта фильм немецкого телеканала ARD с обвинением ряда спортсменов России, как иллюстрация того, что применение допинга в России – система, которая поддержана
государством, заполнил пороховую почку назревающего в России скандала почти под самую крышку. После этого Всемирное антидопинговое агентство (WADA) создало комиссию по расследованию приведенных фактов, сделать выводы пообещала и Международная федерация легкой атлетики (IAAF). Балахничев сразу же заявил о прекращении своей деятельности в IAAF до окончания расследования допингового скандала с участием российских спортсменов. (Сегодня возобновление этой деятельности или окончательное прекращение зависит от решения комиссии по этике.) Но президентом ВФЛА оставался.
Еле существующий все же еще просвет в бочке ликвидировало объявление о дисквалификации целого ряда титулованнейших российских ходоков во главе с Ольгой Каниськиной. На фоне оптом перенесенных потрясений вдогонку последовавшие дисквалификации олимпийской чемпионки Юлии Зариповой и чемпионки мира семиборки Татьяны Черновой были уже восприняты как-то даже без возмущения.
Россия обреченно начала привыкать к мысли о возврате медалей самого высокого достоинства. И думать о том, как теперь придется возвращать достоинство уже национальное. Пока речь о дисквалификации и недопущении легкоатлетической сборной на старты все же не идет. Но и выводы международных руководителей будут зависеть от итогов расследования IAAF.
Решение Балахничева подать в отставку с поста президента ВФЛА было поддержано большинством голосов. Заместитель министра спорта Юрий Нагорных после заявления президента ВФЛА сказал: «Хотел бы поблагодарить Валентина Васильевича за годы, которые он провел на посту президента ВФЛА. Это были сложные годы, включая период, когда спорт просто выживал. Разными были и итоги выступлений: большие победы и моменты, когда легкая атлетика находилась в кризисе. Но федерация всегда была в авангарде российского спорта, было немало сделано, открыты новые базы подготовки сборной. Капитан должен принимать мужественные решения, Валентин Васильевич принял на себя ответственность за те проблемы с допингом, которые накопились. На такой шаг способен далеко не каждый президент спортивной федерации».
Валентин Балахничев подчеркнул, что самым проблемным фактором в допинговой работе является отсутствие работы в субъектах Федерации и уточнил, что выборы нового президента состоятся теперь после Олимпийских игр, не позднее чем через полгода, как того и требуют правила министерства спорта. «До недавнего времени субъекты не несли никакой ответственности, для них каждый раз являлось сюрпризом, что их атлет уличен в нарушении антидопинговых правил. Здесь нужны изменения. …Я прочитал интервью с президентом IAAF Диаком, в котором он сказал: в России есть проблемы с употреблением допинга, но заявления о том, что 99 процентов российских легкоатлетов употребляют допинг – нонсенс! Мой уход вызван рядом обстоятельств. В их числе - уважение к той организации, которую я возглавляю, а также уважение к себе. От меня ожидали этого поступка… Кто будет следующим президентом? Люди работают, структура ВФЛА весьма устойчива, сейчас нет никакой необходимости заниматься политическими вопросами выборов».
Ушедший в отставку президент дал и наказ преемникам: не навредить. «Что-либо улучшить сейчас будет сложно, ухудшить – очень легко. Для того чтобы завоевать шесть золотых медалей на Играх в Рио-де-Жанейро, наработанного достаточно».