Случай-одиночка — всего лишь случай. Когда появляется сразу же второй — это тенденция. «Нам нужно радикальное решение, которое способствовало бы восстановлению и росту престижа российской легкой атлетики (вид спорта можно изменить. — «МК»)». «У кандидата (подставляем фамилию олимпийского чемпиона. — «МК») огромный опыт спортивной деятельности, непререкаемый авторитет, желание заниматься профессиональной тренерской деятельностью».
Ольга Зайцева и Юрий Борзаковский — гордость наша и, если хотите, идеал спортсмена.
Нынче идеалам, олимпийским чемпионам, предложена роль главных тренеров сборных России.
Родных сборных, в которых они выросли и которые прославляли в своем виде спорта, что принес не только титулы и медали, но и репутацию мирового уровня. Уважение, симпатию, доверие, наконец.
Очень проблемных сборных.
Как уже метко кто-то сказал, дисквалификации у нас идут оптом. Не будем оскорблять тех, кто не запятнал себя нарушениями и не запятнает никогда. Но допинг — большая проблема. И скандалы у нас большие и громкие. Главное — нет им конца. Когда он наступит, никто не скажет. Потому что, если даже с сегодняшнего дня начать рубить головы за использование запрещенных препаратов, нынешнюю ситуацию не изменить. Приветы из прошлого будут прилетать постоянно, искажая новую и оптимистичную картинку. Должно вырасти новое поколение.
Есть у революции начало, нет у революции конца. Так и у допинговой истории в нашей стране. Во всяком случае, пока. Страна-то широка, за каждым «человеческим фактором» главному тренеру не уследить.
Привлекая олимпийских чемпионов на столь громкие посты, мы показываем, что начинаем новую жизнь? (Честно-честно — вот даже любимцев страны ставим во главе видов).
Или подставляем их, пытаясь за их счет сохранить лицо именно сегодня?
Или абсолютно уверены, что новых случаев допинговых нарушений не будет?
Главный тренер — всему голова. И именно его голова летит, когда случаются скандалы, в первую очередь. (Как и произошло только что с Валентином Маслаковым в легкой атлетике, а в биатлоне не случилось только потому, что три года уже такой должности в сборной не существовало).
Могут ли спортсмены, которые только что объявили об уходе из большого спорта (официально Борзаковский сделал это в воскресенье, а Зайцева — две недели назад), сразу сесть в кресло самого главного тренера? Со спортсменами ведь им пока явно договориться проще, чем с тренерами.
Ольге Алексеевне, правда, дали некоторую отсрочку: мол, приступить к обязанностям она сможет со следующего сезона, пока пусть методики и внутреннее хозяйство изучает.
А вот Юрию Михайловичу времени никто не даст. Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро уже совсем скоро.
Если оба «назначенца» согласны — можно за них порадоваться. Значит, им это нужно. Значит, они в себе уверены. Справятся с обязанностями.
Вот только справятся ли с человеческим фактором?
Есть, правда, еще один вариант: привлечение звезд на главный пост носит абсолютно представительский характер. Тогда их головы никуда и ни за что не полетят. И влезать особенно им никуда не надо.
Версию эту можно смягчить: временно представительский характер. Пока не освоятся. А дальше — Зайцева покажет железную хватку, как, например, Елена Вяльбе в лыжах, ставшая и президентом, и главным тренером. А Борзаковский вновь использует собственную тактику бега: поэтапного продвижения вперед из самого хвоста.