Елизавета Туктамышева: Что надоело чемпионке?
Кто из журналистов не любит тренера Алексея Николаевича Мишина? Нет, он бывает и трудным в разговоре, с ним надо ушки бдительности всегда держать на макушке (прошляпишь, полетит в тебя язвительное слово, всегда политкорректно и всегда чувствительно). Но – классный! В Стокгольме сказал журналистам: «В нынешнем сезоне Елизавета должна была просто продемонстрировать то, что она умеет. Она наконец-то сформировалась и может показать свой потенциал. Потрясающе способная к прыжкам девочка. И скромно замечу, что тренер, который может этому научить, у нее тоже хороший».
Все правда.
Лиза выросла. В этом сезоне она не гнушалась никакими турнирами, сама уже сбилась со счета, сколько их было. Ее выступление на чемпионате Европы, особенно произвольная программа, исполненная просто с шиком после роскошного же катания Елены Радионовой – это восторг души и победа тела.
Не будем сейчас про высшую справедливость – потеря Лизой Олимпийских игр все равно останется потерей. Даже если сама спортсменка и объясняет: «Во всем ищу положительное, что-то воспринимаю поверхностно, это позволяет не зацикливаться на сложных ситуациях. Да, и за пределами катка тоже есть жизнь». Конечно, жизнь есть, да еще какая, и ясно, что лед – лишь ее этап. Но пока все же жизнь Туктамышевой – это фигурное катание, иначе бы давно уже вильнула девушка в сторону, к огням большого города без изматывающего скручивания сложнейших прыжков. Олимпийская заноза занозой и останется - но только с установкой «не зацикливаться» можно двигаться вперед.
«Думаю, основная заслуга успеха принадлежит Алексею Николаевичу, он может научить прыгать, по-моему, кого угодно. Каким бы талант ни был, если попадает в плохие руки, его можно загубить! Спасибо большое моему прекрасному тренеру. Он никогда не отказывался от меня и всегда в меня верил, как и хореограф Татьяна Прокофьева».
Если Алексей Николаевич, узнав про эти слова, уронил скупую мужскую слезу, даже сдобрив острым словом, это было правильно.
Туктамышева убедила всех: вернуться даже тогда, когда обстоятельства абсолютно против тебя, когда соперниц высочайшего класса – море, а еще и новые подрастают, можно. Талант с опущенными руками не живет, его пища для роста – работа.
Лиза все-таки собой еще не довольна. Говорит, «надоело уже занимать вторые и все прочие места после короткой программы». И – то ли сама себя убеждает, то ли готовит общественность к тому, что будет прыгать скоро тройной аксель. Речь идет как раз о короткой программе. Потому что прыжок это не сравним с другими тройными - нужно больше сил и более плотная группировка, чтобы выкрутить все обороты. И, как объясняет спортсменка, нужно, «чтобы вестибулярный аппарат научился быстро переключаться после такой группировки». Специалисты уже посчитали - если сложнейший прыжок удается сделать даже с падением, это не сильно ударит по сумме баллов. Главное - «скрутить» все обороты. «Если все получится, получу весомый отрыв. И это позволит увереннее чувствовать себя в произвольной программе».
Елена Радионова: Ничего себе шагнула!
Лена, после короткой программы лидирующая, но проигравшая чемпионке произвольную, сама скажет, что сделала все возможное. И признается - конечно, хотела занять первое место. Но - в первый раз такой турнир выиграть сложно. Поэтому - что делать?
То, чему научилась Елизавета Туктамышева, проходя испытания карьеры, дано, по крайней мере, сейчас так кажется, Лене характером.
«Абсолютно спокойно реагирую на разные ситуации. Значит, так и должно быть. Прочитала на днях интервью Сережи Воронова, он говорит, что для большего успеха надо сделать шаг назад. Так что все, что ни делается, к лучшему».
Единственная двукратная чемпионка мира среди юниоров взялась за взрослый лед. Серебро дебютного чемпионата Европы – это, конечно, не шаг назад. Только начало пути. Но уровень желаний, амбиций и возможностей всем понятен.
И еще – она просто очень трогательная.
«Я горжусь каждой из нас, горжусь нашей сборной. Где-то в глубине души мне обидно, что проиграла, но я не стану расстраиваться, а просто продолжу работать».
Анна Погорилая: Надо договариваться.
Бронзовый призер чемпионата России стала и бронзовым призером чемпионата Европы. Аня в произвольной программе допустила помарки. И, конечно, себя корила. И корить еще будет – разбор полетов впереди. Потому что, как говорит ее тренер Анна Царева надо делать его в спокойной обстановке.
«Понимаю, что могла выступить лучше - разминка прошла практически идеально, но перед прокатом, видимо, я зажалась, - призналась Аня. - Все сделала, но могла бы и лучше. Хотя, по сравнению с московским прокатом, шведский был, можно сказать «средней тяжести», домашние стены давят сильно. Мне было не стыдно проиграть таким сильным соперницам. Безумно рада, что завоевала медаль. Но то, что не все сложилось, немного давит. Появляется грустная нотка».
Погорилой в этом году не надо грустить. Да, в прошлом году казалось, что нервов у спортсменки нет, вернее, что они под абсолютным контролем. Но горизонты расширились, и нервной системе надо тоже перестроиться. Через опыт она ищет путь к «потайной дверце».
«Я пока не понимаю, как себя нужно настраивать, чтобы кататься более уверенно, - говори Анна. - И пока не знаю, умею ли я разговаривать с собой и договариваться?»
Жизнь заставит. А Аня улыбнется после выступления. Потому что улыбается эта красавица на льду после проката только тогда, когда все удалось. С ее профессиональной точки зрения.