Собственно, Николай Александрович изначально выглядел не самой очевидной кандидатурой на должность главного по футболу, и дело здесь отнюдь не в отсутствии у нынешнего главы РФС каких-либо профессиональных качеств или знания предмета. Ключевой момент — личность самого Толстых, который еще до избрания президентом РФС в штыки воспринимался довольно внушительной частью голосующего и заинтересованного электората. Но если раньше претензии к Толстых прятались за сложными формулировками, по сути, не подтвержденными фактически, то сейчас козырей в руках противников Толстых предостаточно. Козырным же тузом является плачевное финансовое состояние подведомственной Николаю Александровичу организации.
Главной (или по крайней мере самой общественно заметной) претензией к Толстых является задолженность по заработной плате, что имеется у РФС перед главным тренером национальной сборной Фабио Капелло. «МК» неоднократно рассказывал о том, как, на каких условиях и при каких обстоятельствах подписывался контракт с итальянцем. Сегодня уже абсолютно неважно, была ли кандидатура Капелло угодна самому Толстых, согласен ли он был на четырехлетний срок соглашения и сумму контракта. Давайте оперировать голыми фактами. Подпись под договором с доном Фабио ставил Толстых. Он возглавляет организацию, от имени которой и расписался под документом. Значит, и ответственность за выполнение контрактных условий нести ему.
Посетившему недавно Россию президенту УЕФА Мишелю Платини задавали вопрос относительно долга Капелло. Француз заявил, что сложившаяся ситуация наносит репутационный урон нашему футболу, но эта проблема находится исключительно в компетенции РФС.
Солидарен с Платини и министр спорта Мутко, подтвердивший, что Минспорта не отвечает за обязательства национальных федераций, хотя сам Виталий Леонтьевич не видит непреодолимых препятствий перед РФС в поиске денег на погашение задолженности перед доном Фабио.
Часто можно услышать мнение, что Толстых, дескать, не виноват, а долг — всего лишь наследство, которое досталось Николаю Александровичу от его предшественника Фурсенко. По данным «МК», на момент прихода на президентский пост Толстых общий долг РФС составлял 600 млн рублей, который был зафиксирован в договоре займа у банка под 8,3% годовых. Как в таких случаях бывает: чтобы его погасить, приходится брать другой кредит, потом еще один — чтобы закрыть предыдущий, и так один кредит сменяется другим (а процент растет — то 16%, то 20%).
Помимо банковских кредитов и долга перед Фабио Капелло есть и долги за оплату аренды офиса и накладные расходы и невыполненные финансовые обязательства перед различными подрядчиками. Из приведенных выше сумм и складывается общая задолженность РФС, которая, по данным наших источников, составляет порядка 1,5 млрд рублей.
При этом оппозиция регулярно напоминает, что деньги в РФС периодически поступают. Порядка 3 млрд рублей футбольный союз ежегодно получает от спонсоров, более 15 млн долларов полагается за выход нашей сборной в финальную стадию бразильского чемпионата мира и за участие в ней. Так что вопрос может быть не в отсутствии денег вообще, а в неумении ими распорядиться. К тому же на младшие сборные различных возрастов траты несет не только РФС, но и Министерство спорта.
Кстати, вопрос с резервом, пожалуй, на сегодняшний день имеет куда большее стратегическое значение для отечественного футбола, чем долги перед банками или персонально Капелло. До мирового первенства, которое Россия примет через 3,5 года, остается все меньше времени.
Впрочем, после сокрушительного поражения наших олимпийцев в Ванкувере-2010 тоже оставалось 4 года до домашних Игр. Велась системная работа, которая во многом и предопределила триумфальное выступление наших спортсменов на домашней Олимпиаде, где в неофициальном зачете наши олимпийцы стали лучшими. Так что время пока есть, надо только засучить рукава, забыть о личных амбициях и работать всем вместе, а не воевать в формате «Толстых против всех» или «Все против Толстых». Топор войны заройте. Трубку мира раскурите.