Нетрудно предположить, что российская команда из Набережных Челнов посвятила весь подиум Ильгизару Мардееву. «Я надеюсь, отец видит этот счастливый момент. Мы много сделали для победы: вся команда, ночные механики и те, кто здесь, и те, кто остался дома», — сказал растроганный победитель в интервью пресс-секретарю команды.
В субботнем номере «МК» предсказал, что если на финише гонки и случится борьба, то между экипажами Мардеева (штурман Айдар Беляев и механик Дмитрий Свистунов) и Эдуарда Николаева. Справедливо, что главный приз достался команде на грузовике Айрата. Таким образом, в истории гонки он стал шестым после Виктора Московских, Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова, Эдуарда Николаева и Андрея Каргинова, кому удалось взять главный приз в самой тяжелой категории «Дакара». Приятно, что все три «крайних» чемпиона — люди молодые, поэтому за будущее в ралли-рейдах России можно не беспокоиться.
За некоторым исключением (если судьи усматривают в действиях экипажей злой умысел и штрафуют их) завершающий этап гонки не приносит никаких сенсаций. Гонщики из Татарстана, получив преимущество над конкурентами в районе часа, рисковать не собирались: нынешний шеф команды Владимир Чагин — совершенно открытый человек, но два десятка «Дакаров» приучили его к тонкостям гонки. Два года подряд под его руководством весь подиум занимают наши пилоты.
В эти январские дни довелось услышать мнение о том, что тотальное преимущество российских грузовиков девальвирует сам факт победы, и даже телевидение уделяет мало внимания борьбе в этой категории соревнований. Да, действительно, фотографы и телерепортеры больше следят за внедорожными легковушками и мотоциклами, но так было еще задолго до нашего доминирования. Французские организаторы гонки всегда стремились следить за своими героями — Жан-Луи Шлессером, Сирилом Депре, Марком Кома и другими. Европейские санкции здесь, прямо скажем, ни при чем.
Стоит ли нашему коллективу, потерпевшему за много лет лишь одно поражение, доказывать свое преимущество дальше? Мы считаем, что да. Экипажи грузовиков живут этой гонкой весь сезон, традиционно лишая себя новогодних праздников и курсируя между базой в Челнах, тренировочными заездами и соревнованиями классом ниже. «Новый «Дакар» начинается в тот вечер, когда ты финишируешь на предыдущем», — сказал однажды в интервью «МК» Владимир Чагин. И это не просто красивые слова, поверьте.
Если кто-то думает, что грузовой зачет без конкуренции отдали российскому автопрому, глубоко ошибается. На старт ушли 64 экипажа из разных стран — финишировало чуть больше половины. Элемент «трофи» на главной гонке сезона очень важен, и даже просто сам факт прохождения всей дистанции (вне зависимости от итогового места) придает человеку новый статус. Это все равно что покорить полюс или слетать в космос.
Не будем забывать и о том, что россияне в кратчайшие сроки подготовились к изменениям регламента, когда объем двигателя грузовиков был сокращен до 16,5 литра. Переживало руководство и из-за отмены летнего ралли «Шелковый путь» на территории Евразии, которое давало лишнюю возможность оказаться в боевых условиях. Все эти трудности позади, но после торжественного приема в Набережных Челнах экипажи будут думать лишь о январе 2016 года.
Говоря о «лакомом куске» для французов и вообще Западной Европы, можем похвастаться итоговым 5-м местом экипажа Владимира Васильева и Константина Жильцова. Этот дуэт смог выиграть 5-й этап гонки и затем два раза входил в тройку. Ну а победу в «джипах» празднует Катар: Нассер аль-Аттия, бронзовый призер XXX Олимпиады в Лондоне по стендовой стрельбе, так и не позволил южноамериканцу Жиниэлю де Вильерсу отобрать у него титул.