Новинка
Организаторы марафона, в роли которых традиционно выступают французы, год от года стараются его «модернизировать» для повышения зрелищности. Сейчас они вернулись к «самообслуживанию», когда только своими силами — без штатных механиков, поставки запчастей и запасов топлива — за ночь можно что-то исправить. Надо признать, хотя внешне грузовики выглядят все так же солидно, «начинка» уже порядком изношена. Так, Айрат Мардеев рассказал о неисправности насоса гидроусилителя руля. С этим диагнозом можно ехать, если не попадешь в серьезную передрягу. Тогда существует риск схода с дистанции: все, к чему готовились целый год, придется выбросить из головы. Что интересно, в «закрытый парк» не пускали никого, в том числе и прессу. По сообщениям пресс-службы команды из Набережных Челнов, не работала даже мобильная связь.
Поскольку силы в четырех разных зачетах «Дакара» неравные, караван разделили: пилоты легковых машин отдохнули в субботу, а наездники грузовиков вынуждены были ждать понедельника. Но если первым предложили линейный маршрут, то большегрузные монстры ездили по кольцу уже не в первый раз — от старта в населенном пункте Икике до финиша там же. Россиянин Дмитрий Сотников признал, что вел свой экипаж по прежним следам грузового каравана. Это сплошные следы от колес в виде «восьмерок», вроде бы все просто, но, когда солнце стоит практически в зените и отсутствуют тени, можно хорошо заплутать.
Поломки
К изнурительному ремонту механики приступили еще накануне: тогда чемпион-2014 Андрей Каргинов не укротил машину на песчаном каньоне — и автомобиль, опрокинувшись, получил повреждения. На 9 утра 10 января был назначен выезд с бивуака, и техники завершили ремонт ровно к этому времени, падая от усталости, при этом заслужив дружные аплодисменты, в том числе и от зарубежных конкурентов.
Неприятности поджидали не один российский экипаж. Эдуард Николаев с партнерами получили поломку турбокомпрессора, из-за чего провозились с заменой больше часа. И хотя сработали они оперативно, во главе генеральной классификации произошли грандиозные изменения: Николаев сейчас идет третьим, вперед вышел Айрат Мардеев, за ним следует экипаж Каргинова. Победа на 7-м этапе досталась чеху Алешу Лопрайсу (MAN) ровно в день его рождения.
Интрига
Что же касается 8-го дня испытаний, то здесь результаты оказались настолько плотными (20 минут разделили победителя и 4-е место), что интрига гонки в грузовом зачете остается. За Николаевым приехал Жерард де Рой, третьим стал осторожный Каргинов, за пределами тройки финишировал титулованный Лопрайс. Чех заметно «накатывает» на лидеров и уже входит в «четверку» генеральной классификации, пробив психологическую отметку в 1 час отставания.
Впрочем, этого пока недостаточно. То ли дело: Мардеева, Каргинова и Николаева разделяют около 13 минут (это после 8 дней марафонской гонки!). Если техника не подведет, если не будет аварий, тройка призеров сможет вновь, как и год назад, стать российской. Постучим по дереву.
Привал
День отдыха неизменно присутствует на всех «Дакарах» с момента основания. Но наивно полагать, что пилоты отдадут все это время сну. Работы всегда остается много, хотя у россиян есть хорошая традиция: к вечеру экипажи варят в большом количестве плов из ингредиентов, которые были привезены с собой. Перепадает и соперникам из разных стран. Упомянутые Лопрайс и де Рой тоже получают приглашение к столу. Кстати, эта акция родилась неспроста: в эпоху африканских «Дакаров» кухня для участников не выдерживала никакой критики. По рассказам гонщиков, подавали «дохлых» цыплят — кости, обтянутые кожей, кускус в качестве гарнира. Учитывая, сколько калорий сжигают пилоты за день рейда, руководство команды из Татарстана приняло решение обходиться своими силами. К сожалению, таких возможностей лишены спортсмены из других категорий, особенно мотоциклисты.
А как у них?
Климат и высокогорье сильно влияют на результаты в категории легковых машин. Так, катарец Нассер Аль-Аттия (кстати, олимпийский призер Лондона-2012 в стрельбе) объяснил свою неудачу на 7-м этапе… частыми остановками, связанными с головной болью и тошнотой. И этим воспользовался южноафриканец Жинель де Вильерс, который, хотя и сам чувствовал себя скверно, нагнал конкурента. А на следующий день организаторы затащили легковые экипажи в Боливию, где их ждала поездка по соляному озеру в режиме масс-старта (тучи пыли и плохая видимость). Лидер Аль Аттия, который чувствовал себя заметно лучше, немного увеличил отрыв, но все равно дистанция между претендентами колеблется около отметки в 8 минут. Фанаты рейда предвкушают нешуточную борьбу под занавес «Дакара». 8-й результат показали россияне Владимир Васильев и Константин Жильцов, тем самым поднявшись на 12-ю строчку в классификации.
Расследование
Тем временем оргкомитет назвал причины смерти польского мотогонщика Михала Херника, тело которого было найдено без признаков повреждения в 300 метрах от трассы 7 января. Ими оказались обезвоживание и перегрев организма. Напомним, первая смерть на нынешнем «Дакаре» (мотоциклисты гибнут чаще всех) произошла на территории Аргентины между пунктами Сан-Хуан и Чилесито. Забили тревогу в тот момент, когда гонщик не прошел контрольный участок. Для Херника «Дакар» был первым в карьере, и первоначально были опасения, что он погиб по неопытности. Участник ехал за пределами первых 80 пилотов, на награды не претендовал. Интересно, что на нем не было шлема, а мотоцикл оказался абсолютно невредимым. Так родились 2 версии, первая из которых оказалась верной: 39-летний поляк почувствовал себя плохо и снял шлем, пытаясь тем самым компенсировать нехватку кислорода.
За всю историю гонки в ней погибло немало участников, зрителей или персонала, но мотоциклисты в печальном списке первые. Тома Буржен, Хорхе Боеро, Паскаль Терри: к сожалению, имена этих людей стали известны уже после гибели (приводим список погибших уже в новой эре ралли-рейда — после переезда в Латинскую Америку). Мотоциклист, в отличие от участников на внедорожниках или грузовых машинах, едет в одиночку, первую помощь ему окажут лишь при большом везении. Не будем забывать и то, что участники ралли на двух колесах, особенно «любители-частники», везут с собой минимум воды и провизии, что увеличивает риск дегидратации.
…До финиша «Дакара» остается 4 дня, и, если обойдется без серьезных неприятностей, российская команда в грузовиках может завоевать 13-й титул в истории, а наши представители в других категориях — финишировать на достойных позициях.