Об этом вспоминалось и в день, когда патриарху отечественного тренерского цеха Константину Ивановичу Бескову исполнилось бы 86 лет, а нашей национальной дружине предстояло провести товарищескую встречу с Венгрией. Годовщина недвусмысленно подсказывала, что со времен, когда Бескова увольняли из сборной СССР за поражение в финале (!) чемпионата Европы от испанцев, уж больно много воды утекло, а деревья давно измельчали и не кажутся такими большими.
Да и встреча с венграми наталкивала на исторические параллели. Для одного из предшественников Капелло — Гуса Хиддинка — именно товарищеский матч с Венгрией стал последним на посту главного тренера сборной России. К слову, у всех иностранных коллег дона Фабио, работавших в разные годы со сборной России, в последнее время дела идут не ахти. Дик Адвокат буквально накануне описываемых событий оставил пост главного тренера сборной Сербии, благородно отказавшись от причитающейся компенсации. Да и Хиддинк, поговаривают, крайне близок к тому, чтобы покинуть сборную Голландии, с которой у него старт квалификации к Евро, мягко говоря, не заладился.
О возможной отставке дона Фабио заговорили сразу после Вены. Главные претензии, если обобщить, сводились к очевидному дисбалансу между сверхвысокой зарплатой и более чем скромными результатами команды. Не в коня, мол, корм. О том, что в случае разрыва контракта по инициативе российской стороны (а о вероятности прекращения сотрудничества с подачи самого Капелло и речи быть не может) придется платить огромную неустойку, никто не упоминал. Как и о том, что совсем недавно с доном Фабио был продлен контракт до 2018 года. Но зерно сомнения уже посеяно, и неизвестно когда и в каком виде оно даст ростки.
Примечательно, что на предматчевой пресс-конференции в Будапеште Капелло не было задано ни одного вопроса относительно предстоящей встречи с венграми. Говорили исключительно о возможной отставке.
«Этот матч может стать для меня последним у руля сборной России? Впервые слышу!» — удивлялся Капелло. «Отказаться от компенсации за разрыв контракта? Так я и так уже 5 месяцев зарплату не получаю!» — посмеивался итальянец.
Параллельно высказывались и главные футбольные ораторы страны. Министр спорта Виталий Мутко дал понять, что не удовлетворен как игрой, так и результатами. Президент РФС Николай Толстых отметил, что назрело время для модернизации игры национальной команды. И лишь Роман Широков, оговорившись, что сборной необходимо возвращать симпатии и доверие болельщиков, заявил, что не сомневается, что Капелло сохранит свой пост вне зависимости от результата матча в Будапеште.
Но ощущение, что отечественный футбол подошел к очередному переломному моменту, не покидало до самого стартового свистка турка Джюнейта Чакыра, которому и было доверено обслуживать товарищескую встречу венгров и россиян.
Что сделает Капелло? Пойдет на поводу у требующих более открытой и смелой игры болельщиков и сыграет с венграми в залихватский футбол с шашками наголо? Опять возьмет на вооружение итальянское изобретение катеначчо, сконцентрировавшись на защите собственных ворот?
* * *
От избытка информации голова шла кругом. И тут передо мной, словно из-под земли, возник Фабио Капелло.
— Бонджорно! — отчеканил итальянец, сверкнув пронзительным взглядом из-под линз стильных очков, и собрался было скрыться в подтрибунном помещении.
— Уно моменто, мистер, не так быстро... — только и успел на смеси итальянского и русского выпалить я.
— А ты и по-итальянски можешь? — неожиданно перешел на почти безукоризненный русский наставник сборной России. — Ладно, не напрягайся, можно и на русском поговорить.
— Давно вы на великом и могучем заговорили?
— Языковые проблемы для настоящего профессионала не главное. Куда важнее понимать суть происходящего, видеть картину целиком, понимать конечный пункт назначения, вектор движения.
— Вы изъясняетесь, словно ораторы из телепередач Владимира Соловьева — красиво, но без конкретики. Впрочем, ладно, не привыкать. Объясните же вектор движения российской сборной под вашим руководством, покажите картину целиком.
— Главная задача — успешное выступление на домашнем чемпионате мира в 2018 году. Строим команду с прицелом на этот знаковый для россиян турнир.
— То есть попадание на Евро-2016 — задача промежуточная и второстепенная?
— Совсем нет. И мы во Францию обязательно попадем.
— Откуда такая уверенность? В турнирной таблице мы отпустили вперед и шведов, и австрийцев, игры нет у команды.
— А я здесь при чем? Какой матч, ну за исключением игры с Молдавией, мы провалили? Вы хотите поставить мне в вину выездные поражения от шведов и австрийцев? Так по игре мы не уступили ни тем, ни этим. Да и кто вообще сказал, что сборная России должна побеждать по заказу соперников такого уровня?
— Так за этим вас, дон Фабио, в Россию и пригласили. Мы знаем, что в составе у нас нет Месси или Роналдо, вот и хотим, чтобы высококлассный и авторитетный специалист выжал из наших ребят чуть больше, чем они могут дать.
— О не самом высоком уровне игроков — это, мой друг, ты в самую точку. Но важна еще и среда их футбольного обитания. В чемпионате России (а за исключением Черышева все вызываемые в сборную игроки представляют Российскую футбольную премьер-лигу) футболисты не получают такой соревновательной практики, как в ведущих европейских чемпионатах. Они не привыкли в каждом матче играть от ножа, сражаться все 90 минут и даже чуть больше. Дело не в менталитете, не в лени или отсутствии мотивации и характера — они просто не привыкли. А научить этому я за короткое время не имею никакой возможности.
— Но вам же такие деньги платят! За что тогда?
— Ты задаешь вопросы, на которые уже знаешь ответы. Ставишь меня в положение, когда иначе я ответить не имею права. Да что вы все к моей зарплате привязались! Я что, хитростью выпросил себе этот контракт? Разве я шантажировал РФС, припугивая возможной сменой места работы? Это мне предложили контракт, да еще и на 4 года сразу. Я должен был отказаться? Кто бы отказался?
— Пожалуй, что никто. Но почему команда играет в такой скучный футбол?
— Скучный он или нет — дело вкуса. Ты же не предлагаешь определить, что вкуснее: яблоко или апельсин. А то, что мои команды играют в таком стиле — отнюдь не новость. Ваше футбольное руководство, думаешь, не знало, кого приглашает? Да и после бразильского мундиаля все должно было встать на свои места даже для далеких от футбола людей.
— Но ведь вы пошли на поводу у публики, пригласив-таки в национальную команду Артёма Дзюбу, голы которого в первом же матче вы встречали на тренерской скамейке с перекошенным лицом, повернувшись к полю спиной. Так почему бы не продолжить заигрывать с болельщиками, сыграв в атаку хотя бы сейчас, в Будапеште? Вы ведь вистов наберете прилично в глазах футбольных поклонников.
— Это не мой стиль работы. Да и что Дзюбу позвал, прогнувшись под болельщиков, я никогда не признаю. У меня есть собственное видение игры, от которого я не отойду. Не тот возраст, понимаешь? Как сказал однажды Адриано Челентано: «Слишком стар и слишком богат».
— Хорошо, а где тогда обещанная молодежь в сборной, которой и предстоит выигрывать домашний мундиаль?
— А вы сами не видите? Полоз, Черышев, Оздоев, Ионов. Еще раньше в команде появился совсем молодой Кокорин, вызывался Смолов, есть Дзагоев. Или вы хотите, чтобы я сейчас набрал 20-летних пацанов, а через 4 года с ними штурмовал Кубок мира?
— Многие именно такой вариант и предлагают.
— Так не бывает. Ребята, которым сегодня по 20, на ЧМ не достигнут еще и 25 лет, а средний возраст команды не может быть близок к молодежному. Назови хоть один случай, когда команда, составленная из игроков 21–23 лет, добивалась бы успеха. Что на уровне сборных, что на клубном. Наукой уже давно доказано, что физический и эмоциональный пик футболиста приходится на 24–28 лет. А ведь не обойтись и без опытных ветеранов, которые в сложный момент помогут партнерам советом. Так что нельзя выиграть что-то серьезное с командой, средний возраст которой колеблется в районе 24 лет.
— Как оцените старт сборной России в квалификации к Евро-2016?
— Очков могло быть и больше. В команде хорошая атмосфера, все работают на совесть. Не считаю, что в матче с Австрией мы заслуживали поражения. У нас впереди еще два домашних матча с прямыми конкурентами, так что возможность поправить турнирное положение еще будет. И мы этим обязательно воспользуемся.
— Дон Фабио, вы же точно такие слова произнесли после поражения от Австрии, — только и успел выкрикнуть я. — По новому кругу пошли? А ведь до домашнего чемпионата мира остается все меньше времени. Можно сказать, что уже идет обратный отсчет: 4, 3, 2, 1...
Капелло сначала изменился в лице, затем начал менять форму и в конце концов растворился в прозрачном воздухе венгерской столицы.
* * *
На табло «Арены Гроупама» горели 2:1, сообщающие, что в только что закончившемся матче Венгрия — Россия победу одержала наша команда.
А вон и мой собеседник отправляется с тренерской скамейки в конференц-зал, чтобы ответить на вопросы моих коллег.
Оказалось, что я проспал весь матч. Хотя — что бы я там нового увидел?
А вот разговор с Капелло отложился в памяти.
Жаль только, что эта беседа мне все же приснилась — впрочем, именно так дон Фабио, абсолютно уверен, мне бы и отвечал, поговори мы на самом деле...