…А что сказал-то Шамиль Тарпищев? Вот Серена Уильямс уже возмущается: «Эти слова — сексистские и расистские одновременно».
Я не видела живьем эту передачу Ивана Урганта, как, уверена, и большинство дающих оценки словам. Вернее — бьющих Тарпищева нынче от души: оштрафовать, запретить, на награждение не выходить… Столь модное слово по отношению к россиянам «санкции» вновь весьма востребовано. Но, в отличие от большинства, со стенограммой записи познакомилась.
Итак, гости — Елена Дементьева и Шамиль Тарпищев:
Ургант: …Это была Олимпиада, где играла Маша Шарапова с… одной…
Тарпищев: Уильямс.
Ургант: С одним из этих…
Тарпищев: …братьев Уильямс.
Ургант: Братьев Уильямс. Ну, потому что это не поворачивается язык, я не понимаю как… Посмотрите на наших — какие у нас теннисистки! Все стройные, элегантные. И выходят… Ну просто мимо меня прошла… сестра! Мы шли по подтрибунным помещениям. Я с огромным уважением отношусь к этим выдающимся спортсменкам. Но, когда она проходила, на меня упала тень, и через секунд сорок только эта тень ушла. Такой мощи! Лен, ну не страшно играть против сестер Уильямс было?
Дементьева: Вань, страшно, а что делать? Ты на подмогу не приходил. Все сама да сама.
Ну, и так далее. Программа с юмором. Можно иногда обсуждать его качество, но это кому как. Кого-то Евгений Петросян до слез пробирает, кого — шоу «Уральские пельмени», а кому-то классику жанра подавай, да и она — разная.
Не сомневаюсь, Тарпищев не собирался никого обижать. Хотел бы — нашел, как развить тему. А он рассказывал потом лишь о том, что спортсменки Уильямс — это явление в мире тенниса. Получил пас от Урганта с ключевым словом, подхватил шутку. А вы не подхватили бы? Даже просто на автомате.
Ведущий сознательно спровоцировал, Тарпищев, согласно законам конкретной передачи, подыграл. Да, наверное, десять раз уже об этом пожалел. Да, наверное, мог предположить, что разговор без обсуждения сестренок Уильямс не обойдется и внутренне контролировать процесс надо более строго. Но расковыривать неудачную шутку до «сексизма и расизма»? Видно, в пересказе слова обросли новыми подробностями.
Да и вообще, если отбросить наши вечные интеллигентские поиски собственной вины, спорт — это отдельная терминология. Если мы говорим, что, например, фигурист Стефан Ламбьель — гибкий и музыкальный, как девушка, это ведь не означает, что подразумеваем: что-то не то в парне! Спортивный комплимент — не из обычной жизни.
Назвав братьями суперсестер, Тарпищев имел в виду как раз их мощь — абсолютно мужскую, то есть ту, которая в женском спорте — синоним победы. Но шутки, если вырывать из контекста, всегда обидны. Такова их природа. А обвинения в отсутствии толерантности — любимая нынче тема.
Год назад на высказывании, что у нас в стране принято встречаться девочке с мальчиком, погорела Елена Исинбаева. И вынуждена была объяснять, что имела в виду. То есть ничего плохого. И зарубежные корреспонденты порезвились на этой почве как могли. Особенно один усердствовал, просто не выходил из зала для пресс-конференций и каждому российскому призеру или победителю задавал вопрос: «А вот Исинбаева сказала, что у вас встречаются мальчик с девочкой, а вы что думаете?» Нам все это казалось бредом.
Нынче руководство Женской теннисной ассоциации (WTA) оштрафовало президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева на 25 тысяч долларов и отстранило его на год от участия в деятельности этой международной организации. Слова осудила глава ассоциации Стейси Алластер, заметив, что «заявления, сделанные Шамилем Тарпищевым на российском телевидении в отношении двух из величайших спортсменок в истории женского тенниса, оскорбительны и унизительны. Им нет места в нашем спорте. Высказывания Тарпищева бросают тень на нашу великую игру и двух наших чемпионок. Его комментарии заслуживают того, чтобы он был наказан… Приостановление наказания зависит от дальнейшего поведения Тарпищева. Сначала он должен лично извиниться перед сестрами, а затем принести публичные извинения».
Кто передачу не видел, так и представит, вернее — побредит. Решительно встает наш Шамиль Анвярович и, глядя в камеру, чеканно произносит: «Господа, вынужден сделать заявление. Сестры — не сестры, а братья!» И даже Ургант теряет дар речи — все серьезно.
Шамиль Тарпищев не считает, что должен извиняться за то, что кто-то не понимает юмора. И вообще-то прав: если бы эта шутка прозвучала на американском телевидении, думаю, все было бы хорошо. Комплимент ведь — сильны девчонки, как мужики. О том, какая у сестер сильнейшая подача и мощная игра, не говорила только самая неговорливая из теннисисток, что испытала напор Уильямс на себе.
Намек Тарпищева на что-то еще? Кто ищет, тот всегда найдет. А если кому и извиняться, то ведущему перед Тарпищевым — за невольную подставу. Но так можно вообще дойти до великого молчания. И до великого абсурда — объяснять на пальцах любую шутку. Каждому жанру — свое поле, каждой шутке — свое место. Ранг шутящего не имеет значения — это к тому, что должность Тарпищева не позволяет... Что не позволяет — вести себя адекватно ситуации? Это ведь «шутка юмора» была, а не запланированный вброс негативной информации.
Не думаю, что стоит искать в этой истории политический контекст. Шамиля Тарпищева жалеть не за что.