…Миланская полночь, отель, в котором жили многие сборные-участницы, бурлит: кто-то звонит по скайпу домой, кто-то общается с друзьями в баре.
Ищу Маричева. Но – главный тренер российской сборной как в воду канул: на звонки не отвечает, в лобби его нет.
«Может, спит уже – всё же через четыре часа в аэропорт ехать?» – спрашиваю у знакомого сербского агента Бояна.
«Да ты что! – поражается. – Если тренер после такой игры сможет заснуть – он не тренер…»
…Конечно, Маричев – тренер. Конечно, Маричев – не спал.
- Юрий Николаевич, – на предложение прогуляться возле отеля главный тренер нашей сборной откликнулся с охотой – выговориться ему явно хотелось, – как охарактеризовать итоги чемпионата мира полаконичнее? Это провал? Просто неудачное выступление? Закономерный результат с этим составом?
- Вот вы же не зря про состав сказали – конечно, тут из песни слова не выкинешь. Он после Олимпийских игр изменился. Ждали Любовь Соколову – увы, она так и не сыграла на этом чемпионате мира. А потом ещё и Александру Пасынкову по ходу турнира из-за травмы потеряли. И вы видите – что у нас было на приёме!
- Ещё и Виктория Чаплина не смогла поехать…
- Да, именно. Поэтому очень надеюсь – буду я тренером сборной дальше или не буду, тут уж не мне решать! – что Люба Соколова вернётся в команду. И Вика Чаплина восстановится. И Анастасия Шляховая…
- Без неё наш блок, конечно, пострадал. Как и без Юлии Морозовой. По-вашему, кстати, кого больше из травмированных не хватало: «первого темпа» – Морозовой и Шляховой? Или доигровщиц – Пасынковой и Чаплиной?
- Сейчас тяжело сказать, любая из этих девушек, будь она в строю, нам бы здорово помогла. Так что, можно сказать, это равнозначные проблемы. Отмечу при этом: многие игроки «первого темпа» из тех, что здесь были, отработали на пределе.
- Пока на пределе – так, наверное, правильнее. Та же Ира Фетисова, уверен, может расти…
- Да, что касается Фетисовой – она молодец, порадовала на чемпионате. При хорошей работе из неё очень достойный «первый темп» вырастет…
- Но на сегодня – это её максимум, так?
- Где-то ей не хватило – в 20-то лет – опыта при блокировании. И тут должны были помочь лидеры. Она бы тогда получше себя чувствовала.
- Возвращаясь к доигровщицам – это же, похоже, вообще проблема нашего волейбола, во многих клубах на этих позициях – иностранки. Ну из тех, кто решает…
- Понял ход вашей мысли. Но ещё раз скажу: есть у нас классные игроки этого амплуа – да те же Пасынкова и Чаплина. Разумеется – Кошелева! Плюс и Наталии Обмочаевой (более известной вообще-то как Гончарова – А.Л.) в этом составе пришлось стать доигровщицей… Но тут ведь какая ещё проблема – Катя Гамова пришла к нам в команду всего на 20 дней подготовки. И за это время нам пришлось всё перестроить. Эх, вот если бы Обмочаеву пораньше мы начали учить принимать…
- Неужто она безропотно согласилась уйти из диагональных?
- Да пришлось Наталию, я бы сказал, поуговаривать стать доигровщицей. Это не то место, конечно, где она себя чувствует комфортно. Неуверенность понятная появилась. Ведь если игрок обычно сосредоточен на атаке – тяжело на приём перестроиться. С непривычки ещё и процент удачных атак в связи с этим падает.
- Вообще на этом чемпионате мы часто даже на матч-болах проигрывали с приёма, так было, кажется, с Турцией…
- Увы – 4 или 5 партий так закончили. Было понятно ещё до начала турнира, что приём будет нашим слабым местом. Соперники знали же об этом – и, естественно, пользовались вовсю. Хорошая подача была для них важна – и часто они рисковали умышленно. Это был один из немногих шансов победить нас. Как тут не воспользоваться? Очевидно, что проблема приёма у нас по ходу чемпионата никуда не делась. Когда мы отрывались на 3-4 очка – потом очень легко теряли преимущество. Именно на приёме. Позволяли сопернику поймать второе дыхание…
- Насчёт приглашения Кати Гамовой в команду не жалеете? Всё же чемпионами Европы год назад без неё стали…
- Никогда ни о чём не жалею.
- Ну а готовы признать, что по ходу матчей где-то действовали неправильно? Может, нашей юной звёздочке Наталье Малых надо было больше доверять – и давать Гамовой отдыхать?
- Знаете, а ведь Наталья была очень хорошо готова. Очень! В принципе у нас имелись три первоклассные диагонали: Гамова, Обмочаева и Малых. Тяжёлый выбор нужно было делать. Пришлось расстановку менять. А в этой расстановке не очень комфортно было играть Малых, когда она выходила…
- Ещё один из упрёков, который вам адресуют болельщики – и читатели «МК» в комментариях тоже: вы слишком мягко с девчонками себя ведёте. Может, лучше иногда хорошенько наорать на них? Как ну не буду говорить кто…
- Послушайте, я могу с девочками очень жёстким быть – и они это знают. Иногда даже обижаются, уж поверьте. Говорят, что перегибаю палку... Дело в другом: крик не должен быть ради крика. Иногда ведь требуется спокойно указать на ошибки. А иногда – да, прикрикнуть, жёстко встряхнуть человека. Но это – ни в коем случае не панацея.
…Мы попрощались, Маричев направился в отель.
«Спать-то ляжете, Юрий Николаевич?» – спросил я вдогонку тренера. Он ничего не ответил – лишь, устало махнув рукой, зашагал прочь…
ВОЛЕЙБОЛ. Чемпионат мира. Женщины. Третий групповой этап
Россия – Италия – 1:3 (12:25, 17:25, 25:12, 23:25).
В полуфинале сборная США победила Бразилию, Италия проиграла Китаю. Американки в воскресенье в финале играют с китаянками.