Судья международной категории по спортивной гимнастике Вера КИРЯШОВА, обслужившая 7 чемпионатов Европы и сейчас в Китае работающая на седьмом уже чемпионате мира, считает, что судейских сговоров не бывает, но вот оценка зависит от многих факторов.
- Вера Иосифовна, после чемпионата мира-2013 пять судей получили красную карточку, были дисквалифицированы на год. Вы знаете, кто это?
- Нет, имена не называют, по соображениям этики. Мы можем определить, кто это, не видя конкретных людей на стартах, или по слухам. Да, были наказаны пять человек, и впервые применена дисквалификация, надзор ужесточили. И, поверьте, никто из судей не будет рисковать карьерой. Какие могут тут быть подарки или дружеское отношение? Когда в народе говорят: «судьи договариваются между собой» - это ерунда.
- Тогда почему часто те же тренеры спрашивают, а кто сегодня судит?
- Я могу сказать, почему: оценки зависят от компетентности, объективности и отношении судьи к той или иной стране или гимнастке.
- То есть правы те, кто говорит, что не может быть нейтрального судейства, все равно эмоции берут верх?
- И эмоции тоже есть, но, понимаете, тут еще сразу завязан целый клубок проблем. Не зря сегодня говорят еще - зритель не очень хорошо понимает, что происходит на помосте. Конечно, надо упрощать правила, но это очень большой процесс, их выучить не так просто – не все тренеры-то их досконально знают, а как может зритель понять, что происходит с оценками? Международные федерации в таких видах спорта, как обе гимнастики, фигурное катание, хотели добиться более объективного судейства, и поэтому к каждому элементу и упражнению предъявлены требования, где за малейшее отклонение от идеального исполнения дается сбавка. Вот почему правила стали очень объемными и не всем понятными. Больше скажу – не все судьи даже трактуют их одинаково.
И главная проблема современного судейства в том, что основные соревнования, где разыгрываются медали: командное первенство и финалы в отдельных видах – оценивают нейтральные судьи, то есть представители стран, чьи спортсмены не попали на эти соревнования.
- То есть судьи наиболее слабых представителей?
- А если страна представляет более слабых гимнастов, значит – и вид спорта там не на высочайшем уровне, и судейский аппарат пока еще в развитии.
- Правда, что судьей, если очень захотеть, может стать любой желающий?
- В России судьи все же вырастают из гимнастов и тренеров, а в других странах – может стать и домохозяйка, которой вдруг понравилась гимнастика и она решила, что это ее судьба. Выучила правила, не занимаясь никогда гимнастикой, сдала экзамены, получила категорию. Если вы вызубрили все элементы и знаете схему, за что и сколько снимать, и сдадите хорошо экзамены, то имеете право судить соревнования. Теоретически-то правила можно выучить, но это абсолютно не значит, что будешь и на практике работать, как надо.
Кстати, вторая проблема современного судейства как раз связана со сбавками. Если раньше были сбавки – пять сотых, то теперь - одна десятая, три десятых и пять десятых. (За мелкую ошибку, несущественное отклонение от безукоризненного выполнения, сбавка - 0,1 балла, за среднюю, значительное отклонение – 0,3 балла, а за грубую, большое искажение, уже – 0,5.) И когда девочки делают ошибку между средней и малой сбавкой, судья не знает, сколько снять: то ли одну десятую, то ли три? Здесь он может и «играть» на чьей-то стороне.
- Судья всегда, так получается, находится под подозрением. Причем – с разных сторон.
- Много лет уже идет закрытое судейство, поэтому только в отчете видно, как каждая судья отсудила. И этот отчет выдают в единственном экземпляре руководителю команды. А так – мы даже не знаем, кто и какие баллы вывел. Когда-то ведь на табло высвечивалось: судья, страна, оценка. Тогда и освистывали, и какие-то разборки были – почему поставил такую оценку? А теперь никто не знает, кто «отличился».
Иногда меня спрашивают: не надоело? Знаете, два года назад проходил межконтинентальный судейский семинар (проводится один раз в четыре года), я заняла второе место. Так вот, я – второй судья в мире, и мне не надоело, и освобождать место домохозяйкам нет никакого желания.
- Судей-россиян прибавится?
- Безусловно, надо обучать и продвигать молодых, мы говорили об этом с Любовью Викторовной Андриановой (двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка мира, член женского технического комитета ФИЖ, Международной федерации гиснастики, судья международной категории). И они уже есть – Лена Замолодчикова, у нее, кстати, был дебют в Софии на первенстве Европы, вольные судила, Ксения Семенова, Юлия Ложечко, Светлана Клюкина.
- Кстати, анонимное судейство – это правильно?
- Я не могу сказать наверняка. Хотя открытое судейство, конечно, предполагает большую ответственность. А с другой стороны, ты имеешь возможность высказать мнение, допустим, кем-то не очень поощряемое. Судей все равно контролируют, все сегодня работает через программу. Каждая оценка вводится в компьютер, и ты с этой оценкой попадаешь в красную зону или в зеленую, а в конце выдается результат: каково было попадание в среднюю оценку? Но опять же – если бригада слабая, идет разночтение. Как было, например, в Софии во время оценки упражнения на бревне: за артистичность одной и той же гимнастке одна судья снимает 0,2, а другая – 0,9. За артистичность, не за технику! Представляете, какая разница?