Черный юмор
Тайманова, проигравшего претендентский матч Фишеру со счетом 0:6, спросили:
- Обладает ли Фишер чувством юмора?
- Вполне возможно, - ответил Тайманов, - но во время игры оно ему не требуется. Куда важнее сохранять юмор его соперникам.
Сеанс в тюрьме
Фишер давал сеанс одновременной игры в тюрьме города Денвера. Когда он подошел к одной из досок, то обнаружил, что его партнер украл белую ладью.
- Если вы не поставите ладью на место, - строго сказал чемпион мира, - то я сообщу вашему начальству, и за такие махинации вам увеличат срок!
- Зря пугаете, - огрызнулся его соперник. - Я приговорен к пожизненному заключению.
Тишины хочу, тишины!
Фишер всегда требовал абсолютной тишины в зале и болезненно реагировал на малейший шорох. В одной из партий поединка со Спасским на первенство мира он внезапно оторвал взгляд от доски и недовольно крикнул:
- Девочка в двенадцатом ряду, немедленно прекрати сосать леденцы!
- Да я всего-то третий и взяла! - попыталась оправдаться юная исландская шахматистка Астрид Бьерндоттир.
- Не третий, а седьмой, маленькая лгунья, - возразил Фишер, - думаешь, я не считаю!
Разоблачение
В критический момент матча Фишер - Спасский в Рейкьявике Геллер заподозрил, что кресло американца излучает особые лучи, мешающие его подопечному сосредоточиться. Иных причин слабой игры Спасского тренер не видел. И правда, когда кресло Фишера разобрали по винтикам, выяснилось, что подозрения были не напрасны: в нем обнаружились две дохлые мухи! Кое-кто посоветовал произвести вскрытие: погибли ли мухи естественной смертью или скончались, лизнув отравленную пешку? Но на этом инцидент был исчерпан…
Ядовитая змея
Когда Мекинг победил в межзональном турнире, он сразу заявил, что через два года встретится с Фишером в поединке за корону:
- И если Фишер проиграет мне, это нисколько не повредит его репутации! - добавил самонадеянный бразилец.
- Болтун! - возмутился Бобби. - Я могу проиграть Мекингу только в том случае, если меня ужалит ядовитая змея.
Комплимент чемпиона
Гроссмейстер Леонид Шамкович, эмигрировав в Америку, спросил у Фишера его мнение об игре Тайманова.
- По-моему, он замечательный пианист, - похвалил Роберт своего недавнего соперника.
Хорошая шутка, правда, думаю, Фишер отвечал без всякого юмора, а со свойственной ему непосредственностью.
Расстроенный принц
В 1967 году оргкомитет традиционного турнира в Монте-Карло, возглавляемый принцем Ренье, обратился в американскую федерацию с просьбой прислать двух гроссмейстеров: один кто угодно, но другой обязательно Фишер! В шахматном отношении Роберт оправдал надежды принца, но в человеческом не очень – вел себя надменно, как всегда, предъявлял массу претензий. Когда через два года организаторы снова обратились к американцем, они опять попросили направить двух гроссмейстеров: кого угодно, но только не Фишера!
Действующие лица и исполнители
В 1978-м появился шанс, что Спасский и Фишер снова сразятся за шахматной доской. Знаменитый кинорежиссер Милош Форман задумал снять фильм об их матче в Рейкьявике, но при одном условии: действующие лица и исполнители должны совпадать, то есть соперникам предлагалось сыграть самих себя! Дело в том, что режиссер сомневался, что ему удастся подыскать актера, способного сыграть Фишера, такой невероятной казалась ему фигура шахматного короля. Спасский охотно согласился, а вот с Фишером, как обычно, вышла заминка. Форман несколько раз встречался с ним, обговаривал условия, но общего языка так и не нашел. В конце концов режиссеру пришлось отказаться от своего проекта.
Ради любви
Когда Фишер взошел на трон, один молодой американец решил объясниться в любви своей девушке:
- Я, конечно, не так силен, как Фишер, и не так богат, как он, но ради любви готов на все!
- В таком случае познакомь меня с Фишером! - простодушно ответила его верная подруга.
Профсоюзный начальник
Благодаря Фишеру гроссмейстерские призы в турнирах выросли в сотни, тысячи раз. Не случайно Спасский называл американского чемпиона «наш профсоюзный босс». А сам Борис Васильевич, надо сказать, оказался любимцем Фишера, его наиболее удачливым «подчиненным». После первого матча со своим «профсоюзным боссом» Спасский разбогател, а после второго, спустя двадцать лет, вообще стал миллионером.
Альтернатива
На олимпиаде в Варне Таль решил взять у юного Фишера интервью для рижского журнала «Шахматы», главным редактором которого был. Они прогуливались по набережной, и бывший чемпион мира задавал будущему разные вопросы.
- Бобби, вам уже девятнадцать, не подумываете ли вы о женитьбе?
- Я как раз сейчас занят этой проблемой и не знаю, что делать, - доверительно сказал Фишер. - То ли купить подержанную машину, то ли жениться.
Фишеру не нравились американки - они слишком много времени проводили в парикмахерских, - а привлекали экзотические девушки из Тайваня и Гонконга. Подержанная машина стоила долларов семьсот, во столько же обошлись бы и дорожные расходы, если бы невесту в случае чего пришлось отправлять обратно домой. Как видите, у Бобби действительно был трудный выбор, который, кстати, он так и не сделал до конца жизни...
(окончание следует)