«Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске» - именно такой слоган у этого, с первого взгляда, незамысловатого вида спорта.
Все, вроде, и правда просто: 11 раундов. Нечетные — быстрые шахматы, четные — бокс. Победа достигается либо нокаутом, либо матом. В случае ничьей, причем и там, и там, победителем становится тот спортсмен, кто играл черными фигурами. Вот уже где точно применим слоган «Say no to racism» - черных здесь не обижают.
– Что такое шахбокс? Чем он привлекателен для обычного зрителя? - первый вопрос Николаю Сажину.
– В первую очередь — своей необычностью. На первый взгляд, часто люди относятся к шахбоксу с юмористической точки зрения, но если вдуматься, то это вид спорта, в котором человек должен совмещать и свои физические кондиции, и силу духа, и способность быстро принимать решения, и интеллект. По-моему, ничто лучше не подходит к нашей жизни в целом. Ведь весьма похожие ситуации у людей случаются часто.
– Можно ли сказать, что шахбокс — это некая золотая середина, между физической силой и умом? А то у нас в обществе любят стереотипы повесить, что на боксеров, что на шахматистов...
– Да, вполне! Как бы поскромнее выразиться... Считаю, что спортсмены шахбоксеры — это образ гармонично развитого человека.
– Бывают ли в шахбоксе провокации? Бокс, как отдельный вид спорта, просто кишит такого рода событиями, а в вашем виде спорта можно представить ситуацию, когда один говорит другому, например за шахматной доской, мол, скоро в ринг пойдем, там-то я тебе и устрою?
– Когда мы находимся за шахматной доской, то на нас одеты наушники. Вообще, это сделано для того, чтобы мы не могли слышать подсказки из зрительного зала, и, соответственно, друг с другом спортсмены поговорить не могут. Да и потом, все-таки, мы шахбоксеры, нам положено быть достаточно интеллигентными. На самом деле, со всеми соперниками у нас достаточно дружеские отношения, без каких-то конфликтов. А вот в профессиональном боксе, я считаю, как минимум половина тех скандалов и провокаций — наиграны. В шахбоксе пиар еще не вышел на такую ступень, чтобы было необходимо такое устраивать.
– Высокий ли процент напряженных поединков в шахбоксе?
– Для спортсменов каждый раз — новые ощущения, новый мандраж. Но и зрители совсем не скучают на поединках. Ведь все может закончиться в любой момент, как за шахматной доской, так и на боксерском ринге.
Для тех, кто в шахматах не разбирается, всегда есть комментаторы, которые дают зрителям представление о том, кто в данный момент лидирует. Ну, а бокс — сам по себе очень зрелищный вид спорта!
– В России шахбокс насколько развит?
– Честно скажу, что на данный момент сильной развитости никакой нет. Чтобы были пути развития, то тут замкнутый круг. В первую очередь должен быть зрительский интерес, а во-вторых: достаточно серьезные инвесторы, чтобы не только на энтузиазме держалось. Но в целом, я думаю, все будет зависеть от мировых тенденций. То, что становится популярным в мире, рано или поздно захватывает и отдельные страны. Хотя, если посмотреть исторически, то Россия, как никакая другая страна создана для того, чтобы у нас были чемпионы по шахбоксу. У нас наибольшее количество чемпионов мира по шахматам в истории, и, соответственно, школа бокса у нас одна из сильнейших в мире! Уверен, что у нас и сейчас есть много шахбоксеров, которые готовы выступить, только они сами еще даже об этом не знают...
– А в Европе как обстоят дела?
– Популярность там выше, особенно в Англии. Там вообще турниры по шахбоксу окупаются, это чуть ли не единственная такая страна. Но вот в плане уровня спортсменов, я бы не сказал, что там много шахбоксеров высокого класса.
– Расскажите, как вы оказались в этом спорте?
– Стечение обстоятельств. К моменту, когда я узнал о существовании шахбокса, я уже был кандидатом в мастера спорта и по шахматам, и по боксу. Я занимался этим не одновременно, но уже лет 7 я посвятил этим видам спорта. И когда я узнал о шахбоксе, то сразу же подумал, а почему бы и нет? Ведь это для меня!
– В пятиборье, например, спортсмен изначально силен только в одном-двух видах программы, а уже потом его подтягивают по остальным. Есть ли такое в шахбоксе? Может ли шахматист «поднатаскаться» для поединка в ринге, и наоборот, может ли боксер сесть за шахматную доску?
– Естественно может. Периодически так и происходит. Но на сегодняшний день, если взять сильнейших шахбоксеров мира, то их случаи аналогичны моему — это просто стечение обстоятельств. А вообще, когда мы участвуем на каких-то региональных соревнованиях, то чаще мы подтягиваем боксеров для игры в шахматы, нежели наоборот. Потому что если боксер позанимался шахматами полгода, а потом вышел на соревнования, то самое плохое, что может случиться — глупый проигрыш. А шахматисту, чтобы боксировать на соревнованиях, надо все же побольше времени, в противном случае высока вероятность получения травмы.
– Легко ли совмещаете шахбокс с повседневной жизнью?
– Достаточно легко. Да, регулярно тренируюсь, но в период, когда я не готовлюсь к боям, то режим у меня не сложный: три раза в неделю занимаюсь боксом и просто поддерживаю свой уровень игры в шахматы. Как правило в Интернете. А вот когда назначают бой, то да, месяца за два я провожу уже полноценный тренировочный сбор, привожу себя в необходимые физические кондиции.
– Как часто проводятся поединки по шахбоксу, график напряженный?
– К сожалению, не так часто, как хотелось бы. В последнее время — всего один бой за год, в среднем.
– Как семья относится к вашему виду спорта?
– Семья на то и семья, чтобы она меня во всех начинаниях поддерживала. Так что — прекрасно относится.
– Расскажите о своем прозвище - «Председатель». Почему оно такое и как вы его получили?
– Когда-то давно, честно говоря, уже и не вспомню почему, но мы с друзьями на моем первом выступлении придумали это прозвище. А потом англичане назвали меня «Сибирский экспресс»... Последний раз, когда я выступал, меня вообще объявили без всякого прозвища. Да и мне, на самом деле, без разницы — есть оно или нет. Как организаторам удобнее, пусть так и будет!
– Могли бы вы вспомнить свои самые приятные и самые тяжелые воспоминания, связанные с шахбоксом?
– Самое приятное, это когда я в 2008 году стал чемпионом мира. И второе — когда в очередной раз стал чемпионом мира, но уже в Москве и в другой весовой категории. А вот самое неприятное у меня только одно. Когда в 2009 году я уступил титул, причем было это при родных трибунах, дома, в Красноярске. Морально для меня это было сложно. Но жизнь на этом не заканчивается, после этого я перешел в супертяжелую весовую категорию, и уже там дважды завоевал титул чемпиона мира!