Нет, Бейбут отнюдь не трепался.
Из «многих наших» особенно выделяется 32-летний Геннадий Головкин. Кстати, он тоже из Казахстана. «Открыли» Гену братья Кличко и управляющий их фирмой «К2 Promotions» Том Леффлед. Том говорит: «Мы предвидели рост популярности Головкина. Мы спаривали его с лучшими боксерами, которых мы только могли найти, а это не так просто. Подъем его рейтинга свидетельствует о том, что его стиль по душе болельщикам.
Что это за стиль или бренд? Ответ короток и ясен — Гена нокаутирует своих соперников. Его послужной список не знает себе равных в истории мирового бокса: 29 побед, из них 26 нокаутом! Ни одного поражения, ни одной ничьей. Он чемпион мира в среднем весе по версии WBA и IBO. А мы приходим на бокс, к чему лукавить, в первую очередь в надежде увидеть хороший нокаут, а не танцы, жманцы, обниманцы, которые сейчас, к сожалению, преобладают на мировом ринге. Питер Нельсон, директор боксерских поединков на телеканале НВО, говорит: «Как далеко может зайти Головкин? Мы не знаем. Но он пока оправдывает все наши ожидания. А он ведь все еще находится в стадии роста». Еще бы. Его бой за чемпионский пояс с Кэртисом Стивенсом смотрели по НВО 1,56 миллиона человек! В этом году у него три выступления по этому гигантскому телеканалу.
Конечно, имеются и Фомы-неверующие. Они утверждают, что большинство соперников Гены боксеры не экстра-класса. Доля истины в этом присутствует. Но это не Генина вина. Пять средневесов высшего разряда отказались биться против «GGG», как величают Геннадия его американские болельщики. Чемпион по версии WBA Феликс Штурм умолял промоутеров: «Кого угодно, только не Головкина», Чемпион мира по версии IBF Дэниель Геал до сегодняшнего вечера тоже бегал от «GGG», хотя Геннадий был санкционированным оппонентом: после того как Геал победил Штурма. Когда Геал стал чемпионом по версиям WBA и IBF, он предпочел отказаться от чемпионского пояса WBA, чем выйти на ринг против Гены. Сбежал от него и Эдвин Родригес. Все они опасались гениного нокаута и потери на этом миллионных гонораров. А «GGG» в конце концов, не кошка, чтобы ловить мышей. Это дела промоутеров.
Леффлер стал отличным поводырем для Головкина, как когда-то для Мосли. И также успешно. Было любо-дорого наблюдать как Том «продает» Гену Нью-Йорку. Он возил его на выступления «Нью-Йорк рейнджерс» в «Мэдисон-сквер Гарден», возил на премьеру телесериала НВО «Империя Бордуол»??, на присуждение премий «Золотого глобуса» в Лос-Анджелесе. Знакомил с «нужными людьми», фотографировал со звездами спорта и кино. Гена подыгрывал Тому блестяще. «Геннадий понимал свою ситуацию. Он занимался саморекламой, жертвую временем, находясь вдали от семьи, которая живет в Германии (в Гамбурге — С.С.). Он понимал, что время оставило ему очень узкое окошко», — рассказывает Том.
И Головин ловко пролез сквозь это «узкое окошко» возможностей. Послушаем того же Нельсона из НВО: «У нас нет хрустального шара предсказателей. Мы не можем предугадывать будущее. Но когда вы имеете боксера, харизматичного вне ринга, интеллигентного и развлекательного на ринге, всегда хочется увидеть, как далеко он может пойти!»
«К2» могущественна в Германии, Украине, России, Польше, в других странах Европы, но в Соединенных Штатах она промоутер второго эшелона. Головкин способен изменить это положение, «если он будет продолжать побеждать и наращивать свою популярность», — говорит Том.
Магия Головкина в его нокаутирующем ударе. В нем его слава и доллары. Он стал популярнее Андре Уорда, который идет на втором месте после Флойда Мэйвезера-младшего по принципу «грунт на фунт». Здешняя спортивная печать называет перчатки Гены «золотой жилой», которую разрабатывает боксерский бизнес. «Головкин идет в авангарде «постсоветского импорта», который был недоступен так, когда в Москве на трибуне Мавзолея Ленина стояли старцы из политбюро. Теперь плотину прорвало. Боксеры из бывшего СССР фундаментальны. В этом заслуга советского любительского бокса. Кроме того, они бедны, и это подогревает их аппетит», — рассказывает мне Том. Он считает, что все началось с Олимпийских игр в Атланте 1996 года, когда золотую медаль в тяжелом весе завоевал Владимир Кличко.
Затем последовал феномен братьев Кличко, которые, как могучий ледокол, стали прокладывать путь другим. Кстати, на тех же играх золото получил и Василий Жиров из Казахстана. «Жиров был первым. Он первым перепрыгнул через Европу в Соединенные Штаты», — говорит Том. Но «окошко возможностей» не благоволило Жирову. Он оказался в Штатах когда на ринге царили такие звезды как Рой Джонс-младший и еще молодой Оскар де ла Хойя. В их сиянии Жиров как-то выглядел тусклым. Кроме того американским фанатам пришелся не по вкусу стиль Жирова. Они говорили, что он боксирует как робот. (Наследие службы в советской армии). Кстати, сейчас Жиров живет в Фениксе, штат Аризона, и занимается тренерской работой. «Все о’кэй, — говорит он. — Будучи первым, я помог другим. И я доволен этим. Я приветствую всех, кто пытается штурмовать новые высоты».
После того, как агентство «Top Rank» распрощалось с Жировым, а братья Кличко обосновались в Германии, в американском боксе возникла «постсоветская пустота», то самое «узкое окошко», в которое как раз и пролез Головкин. Это произошло 19 января 2013 года, когда на ринге «Мэдисон-сквер Гарден» Головкин победил Гэйба Розадо. И словно плотину прорвало криком «Русские идут!» И они действительно пришли. Вспомним статистику журнала «Ринг». За Головкиным последовали Проводников, Ковалев, Ломаченко и другие. В 2013 году «Боем года» «Ринг» объявил классически кровавую схватку Проводникова с Тимоти Брэдли. Спортивный обозреватель Норм Фрауенхайм сравнил этот прорыв с движением поезда-экспресса. Он писал, что российские боксеры, оставаясь мощными как кинематографический Иван Драго из фильма «Рокки», неожиданно стали имажинитивными как Мэйвезер. Из спарринг-партнеров американских звезд они превратились в звезды с американскими спарринг-партнерами, американскими тренерами и промоутерами.
Промоутер Дмитрий Салита, хозяин компании «Звезда Девида» и выходец из Одессы, говорит: «Когда советская система рухнула, лучшие ее боксеры научились по-новому применять свои фундаментальные навыки любителей. Они стали гибче тактически, научились приспособляться к ритмике боя, менять ее при необходимости, а не следовать жесткому стратегическому замыслу в ущерб победы. Мы только начинаем знакомиться с этой новой порослью. Это думающие боксеры, знающие арифметику бокса лучше чем кто-либо. А теперь они постигли и математику. И это делает их опасными для любых оппонентов.
Очень опасными…
Это вновь доказал в субботу, 26 июля, Геннадий Головкин. В этот день весь нью-йоркский «Мэдисон-сквер Гарден», казалось, принадлежал ему. Три буквы «GGG» светились и горели по всей гигантской арене. Ими были украшены канаты ринга. Но, главное, ему принадлежали сердца болельщиков.
Геннадий прошел на ринг в национальном казахском халате. Когда он его скинул, обнажилось «совсем не боксерское» тело паренька чуть ли не на пороге щуплости. Никакой «игры мускулов». Да и лицо у Гены не боксерское. Оно напоминает лица лихих гармонистов из советских кинофильмов на «колхозную тематику».
Где же и в чем же таится взрывная нокаутирующая сила Головкина? — спрашивал я себя, глядя на его фигурку в центре ринга.
Первый раунд отличался тем, что он длился не три минуты, как положено, а целых четыре. Отступая от Гены Геал выскочил наполовину из ринга и запутался в его канатах. Сильными и точными джебами Головкин повредил правый глаз соперника.
Второй раунд стал раундом первого накдауна. «Мэдисон-сквер Гарден», почуяв запах крови, сорвался с мест. Головкин доставал Геала хуками с левой и ударами с правой и искусно оборонялся, приподымая плечи и не входя в клинч.
В третьем раунде на второй минуте с несколькими секундами все было кончено. Головкин открылся, заманивая соперника. Геал клюнул и нанес скользящий удар по подбородку Геннадия, но тут же был нокаутирован им. По тому как Геал растянулся на полу ринга, было видно, что он капитулировал. Так оно и оказалось.
В интервью после боя Головкин сказал, что не планировал нокаута и хотел победить по очкам. Но затем, для драмы изменил стратегию. «Мне по душе мексиканский агрессивный стиль», — сказал он, улыбаясь. Кто-то из комментаторов назвал Гену «чумой с ударом копыта мула». Сейчас Головкин хочет сразиться с еще одним чемпионом — Мигуэлем Готта. Вот это будет побоище, если, конечно, Готто не струсит и не уклонится от встречи с «чумой, обладающей ударом копыта мула».
Итак, после субботнего боя послужной список Геннадия выглядит следующим образом: 30 побед, из них 27 нокаутом. 17 последних схваток закончились именно так. А перед моими глазами по-прежнему стоял первый парень на деревне. Вот только не лузгал семечек.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис