В минувшие выходные мировые СМИ активно цитировали интервью вице-премьера Великобритании Ника Клегга изданию Sunday Times, в котором тот призвал лишить Россию права проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. По словам политика, немыслимо позволять российскому главе Владимиру Путину насладиться «престижем хозяина» (цитата дословная) мирового первенства.
Большим оригиналом Клегг со своим заявлением не стал. Чуть ранее с аналогичными призывами выступил экс-игрок сборной Нидерландов Йон ван'т Схип, а в конце той недели отомстить России через футбол потребовал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Но возникает вопрос: оказывают ли подобные словесные бомбардировки влияние на Международную федерацию футбольных ассоциаций (ФИФА)?
Так вот что опубликовала одна из самых влиятельных в мире организаций не далее как в пятницу на своем официальном сайте: «История показала, что бойкот спортивных состязаний, политическая изоляция и конфронтация — не самый эффективный способ решения проблем...» Коротко и ясно. Лишение права проведения и последующие перевыборы ФИФА абсолютно невыгодны. В истории мировых первенств есть прецедент, когда чемпионат был экстренно перенесен менее чем за 4 года: в конце 1982-го Колумбия, ранее уверенно выигравшая выборы, отказалась от проведения у себя мундиаля-1986 из-за отсутствия финансовых гарантий. Приютить чемпионат тогда оказались готовы три крупнейшие североамериканские державы, среди которых победила заявка Мексики. Но тот ЧМ едва не сорвался вторично: за 9 месяцев до старта страна оказалась в руинах после сильнейшего землетрясения…
ФИФА, как и любая общественная организация, не подвластна правительствам ни одной страны мира, тем более отдельным ее представителям. Более того, она жестоко карает государства за вмешательства их руководства в футбольные дела — вплоть до дисквалификации.
КОМУ ВЫГОДНО ЛИШАТЬ РОССИЮ МУНДИАЛЯ?
Не исключено, что в словах либерал-демократа Клегга звучат нотки ревности: на выборах хозяйки чемпионата в 2010 году Англия, считавшаяся фаворитом, вчистую проиграла России. Ни для кого не секрет: ФИФА, в уставе которой первостепенной задачей значится развитие футбола во всем мире, обращает внимание не на передовые в плане футбольной инфраструктуры державы (из категории «проведем хоть завтра»), а на те, которые готовы развиваться. В своей заявке РФ гарантировала постройку и реконструкцию как минимум 12 арен, создание тренировочных баз и полей, подготовку гостиниц и транспортной инфраструктуры. То же самое мы наблюдали меньше месяца назад в Бразилии; так же активно обрастает стадионами крохотный Катар, которому доверено собрать лучшие сборные планеты в 2022-м.
Безусловно, Международную федерацию мало волнует доход Бразилии, России или Катара от проведения чемпионатов. ФИФА-то заинтересована в собственных кассовых сборах, резонансе от проведения и «вкусной» вывеске. А странам-хозяйкам подчас приходится тяжело. Например, по мнению многочисленных экспертов, родина «кудесников мяча» бразильцев (к тому же не за горами Игры XXXI летней Олимпиады!) рискует оказаться в финансовом кризисе. И тому есть основание: как первичные, так и вспомогательные объекты крупных турниров очень часто оказываются редко востребованными, как тот же парижский «Стад де Франс», олимпийское «Птичье гнездо» в Пекине и, возможно, ряд прибрежных объектов зимних Игр в Сочи. Вложения в футбольный чемпионат или Олимпиаду колоссальны, в то же время средства на их организацию возвращаются крайне медленно. Принесли ли благополучие Греции Игры в Афинах? Приобрела ли Украина от проведения на своей территории Евро-2012, пусть даже и «в складчину» с Польшей? Думаю, ответ не нужен.
Поэтому, что бы ни говорил Ник Клегг или его единомышленники, очень маловероятно, что ФИФА за 4 года до первенства мира откажется от российского варианта в пользу какого-то иного. Тем более у нашей страны в плане организации спортивных зрелищ блестящая репутация. И еще: в условиях финансовой нестабильности сейчас мало кто рискнет браться за сложнейшее спортивное мероприятие, входящее в тройку самых масштабных на планете.