...Конечно, у футбольного чемпионата мира-2014 было много героев: и прыгучие, точно пантеры, вратари М’Боли, Навас и Ховард, и скалоподобные мастера отбора Де Фрей и Маскерано, и моторный Роббен, и железный Швайнштайгер, и чудотворцы Хамес Родригес и Неймар, и Король Лео Месси, и человек-гол Мюллер… Но еще один рекорд мундиаля нельзя не отметить — судейский, если вы не знаете.
Рекордсмен родился в Советском Союзе и когда-то носил, как и я, например (и как многие из вас), пионерский галстук.
Зовут его Равшан Ирматов. И он — рефери из Узбекистана, отработавший на чемпионатах мира уже 9 матчей (5 — на ЧМ-2010 в ЮАР, 4 — в Бразилии).
А теперь — внимание: НИ ОДНОМУ главному арбитру ни из одной страны мира такого показателя достичь прежде не удавалось!
Ирматов для многих даже футбольных людей был «человеком ниоткуда» — наверное, до матча-открытия южноафриканского мундиаля-2010, который ему (в 32 года от роду!) доверили отсудить. Но чуть ранее были и финал клубного чемпионата мира (потом, в 2011-м, будет еще один), и игры чемпионата мира среди юниоров.
- Папа Равшана – известный в Узбекистане арбитр Сайфиддин Ирматов, который, впрочем, и тренер – замечательный: воспитал, например, признававшегося лучшим футболистом Азии Сервера Джепарова, - рассказал днями в телефонном разговоре талантливейший в недавнем прошлом журналист, а ныне – видный азиатский футбольный чиновник Алишер Никимбаев.
Когда стало понятно, что травмы не дадут Равшану вырасти в футболиста уровнем выше среднего – папа вручил сыну свисток. Правда, во многом случайно вручил: на одном из турниров рефери то ли опаздывал, то ли просто не приехал – тут и выпал Ирматову-младшему шанс.
И он блестяще им воспользовался: первый блин комом ни в коем разе не вышел, стало ясно, что судейство – это для Равшана, невероятно спокойного парня и футбольного до мозга костей человека.
- Ирматов уже в 23 года, если не ошибаюсь, судил у нас высшую лигу чемпионата Узбекистана, - поведал Никимбаев. – Видно было: пойдёт очень далеко!
При этом Алишер скромно умалчивает о собственном вкладе в карьеру лучшего, возможно, футбольного рефери мира «прямо сейчас»: сначала-то Ирматова хотели рекомендовать в ФИФА как судью на линии, но Никимбаев был в числе тех, кто разглядел в нём главного практически сразу, и судейский комитет Федерации футбола Узбекистана пошёл на риск – включил Равшана в число арбитров в поле.
Тут-то и стартовала как ракета в космос международная карьера Ирматова, который в первый же год в качестве рефери ФИФА был отобран для юношеского чемпионата мира в Финляндии, а затем отработал не только на взрослых и юниорских мундиалях, но и на чемпионатах мира среди клубов, и на Олимпийских играх в Лондоне (учитесь, российские коллеги Равшана!). А уж четырежды кряду футбольным судьёй Азии номер один больше точно никто не признавался…