Команда формировалась из двух «клубов» — Первого канала и ВГТРК. Причем на Первом единственным своим штатным оказался лишь Виктор Гусев, остальные «легионеры». Андрея Голованова и Константина Выборнова пригласили по старой памяти, они когда-то здесь, на Первом, с успехом выступали. Остальные — Георгий Черданцев и Константин Генич с «НТВ+Спорт» — из другой оперы, их взяли на усиление. Сразу вспомнилось, как в 70–80-е по Канаде и США гастролировали хоккейные ЦСКА, «Спартак» и «Крылья Советов», встречаясь с грандами НХЛ. Так им в нагрузку, дабы не ударить лицом в грязь перед этим «безумным-безумным-безумным» миром, полагался солидный довесок. Как сейчас помню: за ЦСКА играл великолепный Александр Мальцев из московского «Динамо».
Что же касается ВГТРК, то там все свои, доморощенные: Владимир Стогниенко, Роман Трушечкин, Александр Неценко, Сергей Кривохарченко и Александр Гришин. Конечно же, это были лучшие игроки, но не все. Точно так же, как во Франции не хватало Рибери с Насри, в Аргентине Тевеса, в Колумбии Фалькао, так и за сборную комментаторов РФ не смогли (или их не пригласили?) сыграть такие реальные звезды, как Василий Уткин или Денис Казанский.
Ну и как оценивать этих мастеров разговорного жанра? Можно по индивидуальному зачету, но можно и по командному. Только прежде о запасных. Как мы видим по играм на ЧМ-2014, они часто здесь были просто незаменимы. Чего далеко ходить, сам «золотой гол» был сделан Гётце на пару с Шюррле, то есть теми, кого послал тренер Лёв на замену.
В нашем случае «резерв партии» — это люди, оставшиеся в Москве, но готовые подстраховать коллег в любую секунду. В одном из матчей, практически еще в самом начале турнира, выпал из эфира Неценко — и его блестяще заменил Арташес Антонян. Он выдал такую энергетику, такой класс, что создалось абсолютное впечатление, будто комментатор был там, в гуще игры, а не в тихой Останкинской студии. Также в команде ВГТРК подменял своих и всегда необычайно позитивный Алексей Осин.
Но главный был здесь «профессор» Юрий Розанов. На канале «Спорт» он вел 90 процентов всех матчей, которые в это же время шли и на Первом канале. Знаю, многие болельщики предпочитали именно его, Розанова. Притом многие матчи плей-офф не укладывались в основное время, а затягивались до самой серии пенальти, и всё заканчивалось около трех часов ночи. А уже в 7 утра г-н Розанов как огурчик был в эфире радио. Когда человек спал — непонятно. Да разве заснешь тут, когда происходит такое волшебство. Одним словом, Розанов — большой профессионал.
Теперь о главном. Скажу только, что это будет мой, весьма субъективный рейтинг, и ничего личного. Уважая всех мастеров своего дела — и знайку Голованова, и такого домашнего, семейного Гусева, и съевших собаку на футбольном поле Черданцева с Геничем, и мастера реприз Выборнова, и всегда по-мальчишески задорного, но очень грамотного Стогниенко (его бессмертная фраза о том, что «бразильцы играли через Жо», войдет, безусловно, в анналы отечественного спортивного конферанса!), — я всё же на первое место ставлю Романа Трушечкина.
Не только потому, что на «Спорте» ему доверили вести финал. Просто он всегда был и остался крайне современным, динамичным, с очень вкусным русским языком, с точным, но не захлестывающим юмором. Он, безусловно, соответствовал той большой Игре, которая называется футбол.
А вторым я бы поставил Александра Неценко. Это был сгусток эмоции, но контролируемой, и ювелирного разбора полетов по ходу пьесы. Бронзовую же медаль присуждаю Георгию Черданцеву. Когда он не учит футболистов играть, не кричит «ну куда ты пасуешь!», когда его эмоции входят в резонанс с сутью противостояния на поле, тогда Черданцев великолепен.
Само собой, в командном зачете, на мой взгляд, выиграла ВГТРК. Впрочем, что им делить, они все были на высоте. Именно эта сборная России оказалась дружной, играла в современный, атакующий «разговорный футбол», никогда не падала духом и не тушевалась. В отличие от тех, кто так бездарно вылетел на первой стадии...