МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Гольф — народная игра

Президент АГР Андрей ВДОВИН: «Кафельников — реальный кандидат на поездку в Рио!»

Нынешнее лето для российского гольфа — знаковое. Впервые с 2008 года в Подмосковье вернулся этап Европейского тура Russian Open, настоящее испытание для сильнейших игроков континента. Андрей Вдовин — не просто человек, благодаря которому удалось вернуть турнир в страну. Вот уже месяц он занимает пост президента Ассоциации гольфа России! Кроме всего прочего, Андрей Вадимович оказался интересным собеседником, рассказавшим «МК» о перспективах этой игры в России и на Олимпийских играх.

— Андрей Вадимович, месяц назад вы были избраны главой АГР. Делегаты делали свой выбор между вашей кандидатурой и профессором Захаровым. Какие козыри принесли вам победу?

— Думаю, решающим фактором стало то, моя компания долгое время выступала спонсором крупного международного турнира, в этом году привезла в Россию Евротур. А это достаточно большие инвестиции. Кроме того, мы выступаем в качестве официального промоутера АГР. Это мой первый опыт, Ассоциация гольфа России за последнее время приобрела скандальную репутацию, но сейчас все прошло мирно. Когда мне предложили баллотироваться, первая реакция была такой: должность очень интересная, но я бы не хотел сталкиваться с конфликтными ситуациями. Не хотел интриг.

— Каковы ключевые пункты вашей программы?

— Она делится на решение текущих вопросов и глобальных. Начнем с первого пункта. Необходимо, чтобы ассоциация утратила образ скандальной, стала объединяющим органом для всех участников гольф-сообщества. Второй момент — чтобы работа строилась на принципах открытости и прозрачности, то есть мы будем информировать гольф-сообщество не о том, что мы сделали, а о том, что собираемся предпринять. Здесь мы задействуем и прессу, и интернет-ресурсы.

Еще одна ближайшая задача до конца года — ввести понятную систему гандикапов, которая устроит, надеемся, всех участников. Мы планируем ввести национальный рейтинг для гольфистов-любителей, который поможет более объективно формировать лидеров гольфа и сборную страны. Ну а большие задачи — подготовить сборную России. Попасть на Олимпийские игры в Рио нашим гольфистам очень сложно.

Популяризация гольфа — еще одна первостепенная задача. Потому что гольф не может пока избавиться от репутации «буржуазного вида спорта», малодоступного для простых людей. Хотя во всем мире это самый массовый вид, и у него есть объективное преимущество. Можно начать играть в возрасте 2 лет и закончить в глубокой старости. А ведь это возможность безграничной практики.

— А почему гольф в нашей стране так дорог?

— Инфраструктура гольфа у нас почти вся частная, а потому и дорогая. Нам надо долго и плодотворно работать с клубами, чтобы на их базе строить детские школы, упростить доступ ребятам. Бюджет у нас ограничен, а задач много. Опять же — помогать инвесторам строить клубы.

Во всем мире гольф-индустрия держится на муниципальных клубах. Единственное такое поле в нашей стране состоит из 9 лунок и находится в столичном районе Куркино. Находится в ведении правительства Москвы. Но надо отдать должное владельцам клубов: они с пониманием относятся к проблеме, они открыты для детей и юниоров. Хотя этого все равно недостаточно — члены клуба имеют приоритет. Я пока четко не увидел грани между коммерческой составляющей и благотворительностью. Надо найти с клубами взаимопонимание и развивать детскую гольф-инфраструктуру.

Руководители клубов — все адекватные люди. Они понимают выгоду от развития гольф-сообщества. Ведь любые новые игроки-любители — это потенциальные члены клубов, а это даст хорошие финансовые поступления. И постепенно снизится ценовой порог. Есть пример, два поля в Рогачеве. Они пользуются спросом и со стороны местных жителей. Люди поняли, что игра — это не что-то из разряда полетов в космос.

Фото: Геннадий Черкасов

— А кроме Москвы и области в стране еще есть гольф-поля? В Санкт-Петербурге, например?

— Северная столица — не самый играющий регион. Лидеров вы назвали правильно, еще активно гольф развивает Казань, там глава республики Рустам Минниханов — увлеченный гольфист. Построены первые 9 лунок, скоро введут в эксплуатацию и вторую часть. Открыта детская школа. Причем все это бесплатно. Готовится поле и в черте города. Где еще? 9 лунок в Ростове-на-Дону, но проект рассчитан на все 18. Да, и еще существует полноценное поле в Екатеринбурге.

В Курской области хорошие ресурсы, но там нет поля. Краснодарский край может похвастаться девятью лунками в Анапе. Но этот регион — главным образом российский лидер по мини-гольфу.

— Мы думали, это не более чем курортное развлечение!

— Что вы! Это дисциплина с огромной инфраструктурой. Есть десятки полей по мини-гольфу, наша сборная даже в мировом рейтинге «наций» высоко забралась. Российские юниоры на 6-м месте, а взрослые — на 12-м. Это настоящая игра со своими стандартами, проводятся чемпионаты мира, Европы. И наши спортсмены в них участвуют. Есть энтузиаст Александр Ершов, он известный человек в Европе, в России тянет на себе весь вид спорта. Сейчас команда поедет в Португалию на первенство Европы, а потом в Германию — на «мир». Мы даже можем рассчитывать на высокий результат. Кроме того, мини-гольф является образцовым паралимпийским видом спорта.

— А будущее олимпийского гольфа стабильно?

— Пока решение принято по одним Играм, в Рио. Что касается дальней перспективы, то, вероятно, она будет обсуждаться уже очень скоро.

— С какими проблемами вы успели столкнуться за месяц на посту, какие ошибки предшественников приходится устранять?

— Для меня это новая должность. Но могу сказать, что в АГР работают профессиональные люди, большие энтузиасты своего дела. А ошибки анализировать я не намерен, только заслуги. Ведь за последние два года сделано очень много: построена системная работа со сборной, команда получила фантастический опыт международных соревнований, подготовку как спортсменов, так и тренеров. АГР финансировала и американские сборы.

— Каковы источники финансирования?

— Их три. Это бюджет, который заложил ОКР согласно целевой программе в рамках подготовки к Олимпийским играм, Минспорта, и третий — это частные вложения.

— Вы уже обмолвились, что мы будем надеяться на попадание наших гольфистов на Игры. Какова в процентном отношении вероятность, что они будут выступать на полях Рио?

— Процентов пять. Но это на сегодня. У женщин результаты получше. Фактически на путевку претендовать могут игроки, которые находятся в рейтинге на позиции 200 лучших. Это включая всех профессионалов. У нас у мужчин в лучшем случае будет 1000-е место, а у женщин — 250-е. Конкуренция очень высокая.

— Какова система отбора?

— Она до конца не утверждена, но совершенно точно будут играть 60 представителей из вершины рейтинг-листа, а от каждой страны — не больше 4 человек. Представляете, если в списке первых 60 гольфистов 30 представителей США, то все равно поедут четверо! Отсев практически как в теннисе.

— Как будут поддерживаться лучшие кандидаты?

— Есть программа подготовки олимпийской сборной, она нацелена на то, чтобы ребята смогли поехать. Есть ряд профессионалов, которые готовятся по индивидуальной программе. Мы будем помогать им попасть на турниры через «уайлд кард» (персональные приглашения). В этом нам должен помочь тот факт, что Россия снова проводит этап Евротура. А впереди еще три года.

— Во многих видах спорта, особенно в зимних, набирает популярность практика натурализации. В шорт-треке у нас есть корейцы, в сноуборде выступает уроженец Америки. Не возникало ли мысли тому же американцу оформить гражданство?

— Возможно, это и неплохая идея. С нашими налогами на призовые иностранцев это вообще привлекать должно.

— Не можем не спросить про олимпийского чемпиона Евгения Кафельникова. Он в свое время из-за конфликта с вашим предшественником собирался готовиться к Играм в составе сборной Украины. Сейчас конфликта нет, известно даже, что Евгений снялся с профессионального турнира, чтобы присутствовать на выборах президента АГР.

— Я не анализировал те конфликтные ситуации. Моя позиция вообще в том, чтобы не возвращаться к прошлому, а смотреть в будущее. Женя большой спортсмен, у нас с ним прекрасные отношения, человек вписал свое имя в историю спорта. И он очень мотивирован на большие результаты в гольфе. Тренируется по индивидуальному плану, так что он может стать одним из кандидатов на Бразилию.

— С точки зрения игровых качеств, без учета теннисных заслуг, мы полагаем, Евгений многого добился в гольфе?

— Вы совершенно правы. Он, без преувеличения, один из лучших в России игроков на сегодняшний день. У него менталитет профессионального спортсмена, чего пока еще недостает молодым ребятам. Повторюсь, пока.

— Он будет привлечен к АГР в качестве управленца?

— Он занимает пост вице-президента. В сентябре будет избран новый исполком, я рассчитываю, что Евгений займет в нем свое место как представляющий интересы профессиональных спортсменов. А его имя придает вес федерации, в том числе и в мире.

— Как удалось вернуть турнир Евротура в Целееве в календарь международных турниров?

— Экономический кризис оказывает влияние и на спорт. Для Евротура есть 52 недели в году. Столько и стартов. К счастью или к сожалению, Европа потеряла нескольких спонсоров, а с ними и несколько турниров, и нам удалось заполучить одну такую неделю. Июль — не лучший месяц для привлечения зрителей и партнеров, но уже приятно, что вакантная неделя для нас освободилась. Задача на будущее — продолжать турнир и перенести на более удобное время, сентябрь.

— Подальше от жары?

— Нет, просто середина лета — это сезон активных отпусков и не самое привлекательное время. В сентябре многие возвращаются, это мы знаем по опыту челлендж-тура. Более благоприятное время.

— На зрительский интерес вообще можно сейчас рассчитывать? В этом отношении есть проблемы у всех видов спорта, даже у футбола.

— Проблема есть, но мы делаем все возможное для создания интереса. Работаем в кооперации с правительством Московской области в плане билбордов, привлечения зрителей из прилегающих населенных пунктов. Мы рассчитываем и на местных жителей. Я был недавно на турнире в Англии — там по 40 тысяч мест занимают зрители. А «Райдер кап» — до 100 тысяч.

— Андрей Вадимович, все или почти все в спорте решает телевидение. Народ потянется, когда будут трансляции, зритель выучит наконец не самые мудреные правила гольфа, появится профессиональный комментатор, который внятно все расскажет. Будет ли АГР вести работу в этом направлении?

— Да, ТВ — основной популяризатор спорта. Выстроена работа с «НТВ-Плюс», там есть программа, посвященная гольфу. Транслируют и турниры. Еще у нас выстроены отношения с новостными блоками платных каналов. А с федеральными будем продолжать работать. Но это пока не очень просто.

— А с печатной прессой? Планируете мастер-классы, уроки?

— Это неплохая идея. У нас сформирован довольно большой пул журналистов, пишущих о гольфе, регулярно проводятся пресс-конференции, мы стараемся держать всех в курсе событий. А «МК» — это очень хорошая площадка для популяризации гольфа, учитывая тираж и популярность. Не могу не поблагодарить за это главного редактора газеты Павла Гусева. Ну а бизнес-издания хотя о спорте пишут мало, но гольф — это площадка для коммерческих отношений.

— А как вы сами пришли в гольф? Часто ли удается пройти 18 лунок?

— Игру я открыл примерно 14 лет назад благодаря Московскому городскому гольф-клубу и лично Игорю Малышкову. Я прошел активную стадию большого увлечения. Сейчас, увы, часто играть не удается, хотелось бы выйти на график два раза в неделю. Но, знаете, я даже все путешествия специально планирую через наличие гольф-полей. Моя жена еще большим гольфистом стала, чем я. Она сейчас и прогрессирует быстрее меня, находится в той самой активной стадии увлечения.

— Насколько массовой игрой сможет стать гольф, если у нас нет, как в Японии, проблемы площадей, но зато беда с климатом?

— В Японии это повальное увлечение, но, как и в России, там гольф очень дорогой. Мы не отличаемся от остального мира: в Швеции климат ненамного лучше. И в Москве полгода сезон длится, да и россияне активно путешествуют в ту же Турцию, где индустрия гольфа просто великолепная. Есть Финляндия, Германия. В Китае уже сотни полей построены, а их 14-летний мальчик прошел кат на US Open! Поэтому у нас есть все возможности. Строй поля и строй!

— Был эпизод, когда зимний чемпионат России проводится на Мальорке. Это удар по имиджу российского гольфа, пустая трата денег или, напротив, хорошая идея в плане имиджа?

— Я ничего плохого в этом не вижу. Если уж в январе нельзя в России сыграть… Только что вот позвонил консул из Дубая, где местная гольф-ассоциация готова предоставить поля и организовать российский турнир. Будем в сентябре обсуждать эту перспективу.

— Кого бы могли отметить как главных энтузиастов?

— Всю команду ассоциации. Много работы мы ведем на энтузиазме. Отдельная благодарность — строителю гольф-полей Олегу Кустикову. Побольше бы таких энтузиастов, и тогда Россия еще скажет свое веское слово в игре в гольф!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах