Так уж получилось, что на «Розу Хутор» впервые попал 7 февраля 2008-го, ровно за шесть лет до дня открытия ХХII Олимпийских зимних игр. Вначале поприсутствовал на презентации будущего горнолыжного курорта, познакомился с макетами и чертежами. А потом небольшую группу журналистов посадили в вертолет и подняли на высоту в два с половиной километра. Вокруг — белоснежное нетронутое покрывало. «Вот примерно здесь и будет дан старт мужскому скоростному спуску», — объяснил тогда всезнающий сопровождающий.
Потом еще дважды с разницей в год уже традиционно «десантировался» на винтокрылой машине на уже знакомое место. И каждый раз замечал происходящие на будущей стартовой площадке изменения. Два года назад смогли подняться на заданную высоту уже на подъемнике. А сегодня на «Розе Хутор», аналогов которому в нашей стране не было и нет, действует уже 9 подъемников, причем три из них гондольные.
После первого посещения приезжал на «Розу» часто, познакомился с замечательным специалистом Бернаром Рюсси, олимпийским чемпионом, который, собственно, и придумал все существующие ныне на курорте 13 километров олимпийских трасс. Год назад посчастливилось поработать во время главного и очень непростого тестового испытания — на этапах Кубка мира по горным лыжам, соревнования, никогда ни в России, ни прежде в СССР не проводившегося. Погода, помнится, не очень благоприятствовала горнолыжникам, но к трассам никаких нареканий не было, напротив, звезды «Белого цирка», как часто называют участников продолжающегося несколько месяцев мирового Кубка, высоко оценили труд организаторов.
Но зима, как известно, преподносит разные сюрпризы. И если год назад только и молились, чтобы снег не пошел — его было в избытке, то сегодня аномально высокая температура в горах — более 10 градусов — и тропический ливень чуть было не испортили всю картину предстоящих тестовых соревнований стартов в экстрим-парке, где намечены этапы Кубков мира по сноуборду и фристайлу.
Разумеется, непогоду в уме держали: на курорте создана крупнейшая в Европе система искусственного оснежения, включающая два искусственных озера, 404 стационарные пушки и 25 мобильных «мортир», которые могут покрыть собственным «снегом» площадь в 100 гектар. Но всего этого может оказаться мало, если теплынь продержится дольше. И заготовленных запасов естественного снега, особенно на высоте примерно в 1000 метров, где и расположен стадион для экстремальных видов лыжного спорта, может не хватить.
Что же делать? Выше-то в горах снег лежит, но вся проблема в том, как его доставить вниз, к местам соревнований по сноуборду и фристайлу. Это и стало в эти дни главной головоломкой для руководителей курорта и организаторов олимпийских стартов. Ну ладно, когда речь идет о тестовых испытаниях, а если и через год погода преподнесет неприятные сюрпризы? Как месяц назад, когда неожиданно под порывами ветра дерево упало на канатную дорогу и около сотни любителей горнолыжного спорта просидели несколько часов в гондолах, пока специалисты курорта и МЧС восстанавливали поврежденный подъемник.
Поинтересовался у исполнительного директора горнолыжного центра Александра Белокобыльского, как избежать подобных инцидентов в будущем. Оказалось, руководство курорта не имеет права принимать решения о сносе даже гнилого дерева — всеми насаждениями в заповедной зоне, в которой находится «Роза Хутор», ведает Минприроды, и природоохранная прокуратора строго следит за соблюдением закона. Но специалисты курорта провели мониторинг и готовы предоставить необходимую информацию, дабы избежать в будущем неприятных инцидентов.
И с дефицитным снегом вопрос наверняка будет решен: собираются соорудить специальные желоба, по которым его доставят к месту соревнований.