Официально там этого пока не подтверждают, но прецедентов — сколько угодно (смотрите подборку из досье «МК»). Ведь вмешательство госорганов идет вразрез с политикой ФИФА и самим духом футбола.
О чём конкретно речь? У многих в футбольных кругах — в том числе и в международных — складывается ощущение, что лично министр спорта России Виталий Мутко поддерживает кандидатуру Николая Толстых в пику остальным кандидатам. Об этом и многом другом «МК» расспросил президента Всероссийской федерации футбола и главу комитета РФС по выявлению договорных матчей Анзора Кавазашвили.
- Анзор Амберкович, стоит ли ждать санкций со стороны ФИФА?
- Судите сами: президент ФИФА Йозеф Блаттер и Владимир Путин находятся в отличных отношениях. В свое время президент России принимал швейцарца в Москве и тогда же они договорились, что Мутко войдет в Исполком ФИФА. Но после того, как Виталий Леонтьевич занял министерский пост, он не вышел из Исполкома, что идет в разрез с одним из основополагающих принципов ФИФА, категорически запрещающим вмешательство государственных структур в деятельность национальных футбольных федераций. Получается политика двойных стандартов. Так что рассчитывать на вмешательство ФИФА вряд ли стоит.
- Но ведь государство стало вмешиваться в спортивные дела не вчера и даже не позавчера, а гораздо раньше.
- Чтобы понять суть происходящего, начать рассказ надо издалека. По правилам ФИФА вмешиваться в работу национальных федераций категорически запрещено. Но во времена СССР спорт в нашей стране был под общественно-государственным управлением. Государство четко контролировало весь спорт вплоть до распада СССР. После этого все российские спортивные организации получили статус общественных объединений с запретом на осуществление коммерческой деятельности и извлечению прибыли. Но влияние государства сохранилось.
- И на футбол в том числе?
- Сначала убрали Колоскова. Перед Вячеславом Ивановичем положили компрометирующие его бумаги и поставили перед выбором: или уходишь или даем ход этим документам. Так было расчищено место для Мутко, который, что скрывать, является ставленником Путина. Любит Владимир Владимирович футбол, высоко ценит социальную значимость развития спорта в целом. Деньги от олигархов идут и в футбол, и в остальные виды и это заметно на тех же Олимпиадах или чемпионатах мира или Европы по футболу.
Помощь государства имеет место быть, и это здорово. Но неприемлемо, когда в нашем футбольном хозяйстве все делается под диктовку сверху. В том числе и назначения на руководящие посты.
- Как это отражается на выборах?
- Помню, как Мутко перед выборами ездил по регионам, уверяя, что делает это на личные средства, а не государственные. Хотя в этом можно было усомниться. Когда же я, как один из кандидатов, обмолвился, что тоже не прочь за госсчет разъезжать по регионам, Виталий Леонтьевич заявил через прессу, что коль у Кавазашвили нет денег — пусть ездит на трамвае. Признаться, меня возмутили его слова. А дальше Муко в очередной раз воспользовался административным ресурсом. По всем прикидкам примерно 40 процентов голосов должен был получить на тех выборах Тукманов, а еще 20 — я. Но Тукманова вызвали на ковер и повторили тот же, что и с Колосковым, фокус. В итоге он снял свою кандидатуру.
Я же поговорил с Мутко и после его заверений, что я буду назначен на пост вице-президента РФС, снял свою кандидатуру в его пользу. В итоге я даже не получил членство в Исполкоме.
- История может повториться?
- Сегодня Мутко вновь оказывает давление на регионы, вынуждая их поддержать Толстых. Против Николая Александровича я ничего не имеею. Скажу больше — сразу после отставки Фурсенко мы решили поддержать именно его кандидатуру. Но потом о своем желание баллотироваться сообщил Женя Ловчев, и мы, совместно со студенческой лигой, выдвинули его кандидатуру.
Мы и сегодня не против Толстых, который несомненно пробивной мужик, настоящий профессионал. В конце концов он способен в нужный момент ударить кулаком по столу. Но смущают действия Мутко его интересы лоббирующего. Не в свое дело он лезет. Вот говорят, что Мутко хочет выступить на Исполкоме 3 сентября. Но что ему там делать? Даже если пригласят — пусть сидит и слушает.
- Стоило ли Мутко так открыто поддерживать одного из кандидатов?
- Думаю, сам факт того, что за кандидатурой Толстых стоит министр, не добавляет ему вистов. А еще я очень настороженно отнесся бы к словам Мутко, сказанным в одном из интервью. Когда его спросили, изменился ли Толстых за последнее время, Мутко ответил, что очень сильно. Что человека сломали, заставили иначе взглянуть на жизнь.
Смущает и история с открытым письмом Толстых против перехода на систему «осень-весна». Тогда его поддержали представители 72 регионов, но после общения Мутко с регионщикам, все как один сменили свою позицию. Не затаил ли на них Толстых обиду и не скажется ли это на его работе у руля РФС?
- Вы, получается, ни против Толстых ничего не имеете, ни против Прядкина.
- Лично я так вижу идеальное развитие событий. Президентом становится Прядкин — хорошо знающий футбол профессионал с прекрасными связями. На нем вся финансовая деятельность. Первым вице-президентом — Толстых, отвечающий на этом посту за спортивную составляющую. Вторым вице-президентом — Ловчев, который мог бы взять на себя развитие футбола.
В случае же, если административный ресурс вновь будет задействован и регионы получат указание сверху голосовать за Толстых, Прядкина может ждать судьба Колоскова и Тукманова, и он тоже увидит перед собой на столе некие документы. Но очень не хотелось, чтобы Мутко так поступил, ведь этим он портит в том числе и имидж стоящего за ним Владимира Путина.
А по поводу членства Мутко в Исполкоме ФИФА... Хотел бы через «МК» обратиться в эту организацию. Прошу совместно с будущим президентом РФС решить этот вопрос.