В интервью корреспонденту «МК» Алексей Олегович заверил, что все результаты, прописанные в письме, реально имеют место быть.
— Везете девчонок на Олимпиаду, как я понимаю, со смешанными чувствами...
— На самом деле они не смешанные, они — профессиональные. Мы реально оцениваем свои возможности... Прежде всего мы хотим показать результаты, которые будут соответствовать лучшим показателям в отдельных видах у каждой спортсменки. Это уже будет показатель правильности той работы, которую мы проделали! При этом, мы понимаем, что даже это не будет гарантией хорошего выступления по местам... Потому что здесь не все зависит от нас, еще зависит от наших соперниц, и к сожалению, наверное хорошо для пятиборья и плохо для нас, что в женском пятиборье очень большая конкуренция. Пусть мальчики не обижаются, но у них два раза меньше претендентов на медали, тем более на золотые, потому что сейчас 15 спортсменок исключая наших, являются или призершами мира или Европы, или обладательницами Кубка мира. Сейчас собралась вот такая плеяда спортсменок: есть и молодые спортсменки, юниорского или постюниорского возраста, которые давно выступают на взрослом уровне... И план такой, что мы должны максимально нафехтовать, это наши спортсменки могут и умеют, потому что это наш ведущий вид, наши конкурентки, какая-то часть их завалится, потом мы проедем хорошо, (смеется) там тоже какая-то часть завалится... Ну, и комбайн у нас тоже на хорошем уровне. Есть конечно несколько конкурентов, которые его делают лучше чем Гречишникова и Хураськина, но все равно мы одни из лучших. Вот такой план, которые может позволить нам не только попасть в шестерку лучших, но и где-то даже побороться за медали.
— Когда вы писали гарантийное письмо президенту федерации, вы основывались на расчетах?
— Да, там были прописаны не только места, но и обязательства по показанным результатам. Поэтому, если покажем результаты близкие или такие какие я обещал, но займем восьмое место, то я думаю, это будет не большое отступление от моих обязательств. Потому что можно занять шестое место, но этих результатов не показать.
— Вы очень настаивали везти девочек на олимпийские игры, хотя изначально разговор шел о том, чтобы вообще женскую команду не командировать в Лондон... Получается, что вы в одиночке решили вопрос?
— Нет, я бы не сказал, что в одиночку, потому что президент занял лояльную позицию. Понятно, что он — главное лицо, которое заботится о спортсменах и гарантирует медали государству. Ведь мы, как любят говорить в Америке, существуем на деньги налогоплательщиков. Естественно, должны показывать результат. В этом году наметилась большая разница между мужчинами и женщинами, это беспокоит. Хотя и Сергея Карякина, и Александра Лесуна тренируют те же наставники, что и женскую сборную. Но реалии сегодняшнего дня таковы — в женской пятиборье конкуренция сильнее. И тренеры, и работники федерации встали на твердую позицию, что женщины заслужили и должны ехать. Для меня, как бывшего спортсмена, понимание того, что ты попал на олимпийские игры — это уже достижение.
— Плюс опыт...
— Гречишникова уже была на Олимпиаде, в Пекине, она — очень опытная спортсменка. А вот Хураськина — да, очень молодая спортсменка, и надеюсь она два олимпийских цикла зацепит. Но опять же говорю, мы едем не за опытом, потому что шансы у нас хоть и очень маленькие, но есть — девчонки настроены, злые главным образом из-за плохих последних результатов, связанных с травмами. Но сейчас тьфу-тьфу-тьфу все решили. Есть небольшая микротравма, точнее скорее усталостная боль в кисти у Екатерины. Но девчонки настроены! Честно! По крайней мере, бой мы дадим...
— Говорят, что если вы не оправдаете надежд, команду попросту расформируют.
— Я думаю, просто принесут мою голову в жертву. Но что значит расформировать команду? Ставится вопрос, что у нас очень плохая подпитка из плаванья. Но, извините, какие пловчихи пойдут в пятиборье, если увидят что женскую команду попросту не везут на главные старты четырехлетия? А в плавании сколько у нас претендентом на медали? Ведутся разговоры, что надо менять сборную. А на кого? Вы посмотрите на результаты наших юниорок и кадеток...
— Хорошие результаты. Чемпионат Европы, вот...
— Европа — это Лебедева, которая еще в 2009 году выступала во взрослой команде. И она тоже наш продукт. И не забывайте, что не каждая чемпионка Европы может зацепиться во взрослой команде. Если вы 10-12-й, то у вас шансов нет. Надо смотреть на результаты. В российском пятиборье два человека из плавания, и они не то что плохо бегут — они вообще не бегут. На кого менять? Конечно, хотелось бы, и мне бы как тренеру, работать с более хорошим материалом. Гречишникова пришла не из плавания, Хураськина пришла в 14 лет из лыж — вообще плавать не умела, в нарукавниках плавала. И когда в меня бросали камни, я говорю: А что же вы хотели? Фехтуем мы здорово, верхом только Хураськина из-за падения пропустила два года, бежим хорошо, стреляем на приличном уровне.
— В мужском пятиборье сумасшедшая конкуренция...
— Внутри команды. Это палка о двух концах. С одной стороны нам есть из кого выбирать, с другой — у нас очень ограниченное количество международных стартов. И те, которые выходят из юниорского возраста, для них очень мало возможностей и себя проявить, и опыт приобрести. А опыт — бесценен! Кому-то нужно 10 стартов, кому-то 40. Раньше, в советское время международных стартов было больше.
— Как появилась конкуренция в мужском виде — понятно. А можно так же построить и женскую?
— Мальчики наши, все таки, намного лучше. Еще два года назад у нас на чемпионате России выступало 18 человек, включая юниорок и кадеток. А у взрослых мужчин — 60-70 человек. И больше бы ездили, но нам денег не хватает всех привезти. У нас в 4-5 раз больше развито мужское пятиборья, потому что технически мощный вид спорта. Понятно, что можно зацепить из юниорского возраста, но у нас на взрослый уровень попадают единицы. И опять же, женщинам нужна семья, профессия, а мальчики могут до 30 лет спокойно ни о чем не думать. Мне кажется, с этим связано.
— Идея написать письмо: кто-то предложил или это обычная практика?
— Наверное, спонтанно получилось. Когда мы стали обсуждать, я начал говорить, что мы можем, у нас такие-то и такие-то результаты... Тогда Вячеслав Маркович, что наверное было логично, сказал: «Напиши, что вы покажите такие результаты». Готов написать! Потому что нет ничего нереального, такие результаты мы многократно показывали.
— А это не будет дополнительной психологической нагрузкой для девушек?
— Нет. Они во-первых, понимают, что цифры взяты не с потолка. Это реальные секунды. Во-вторых, наши отношения выше этого, и я же наоборот сказал: Ни в коем случае не думайте, что вы боретесь за меня. И в-третьих, (хохочет) подспудно, наверное, если они хотят сохранить старшего тренера, это даст эмоциональную подпитку.
— С девушками в плане психики сложнее работать.
— Наоборот, легче — они больше патриотки. Я думаю, что нам надо пожелать две вещи: эмоциональный фактор, потому что когда мы начинаем эмоционально фехтовать — мы всех несем. Тогда вон в Китае всех вынесли... И чтобы немножко с конем повезло. А остальное мы можем сами!
Татьяна АРТЮХОВА