Потом, после награждения, девушки признались, что все-таки надеялись на высшие награды. Это не бахвальство поле драки: открывавшая матч Инна Дериглазова 2 секунды многоопытной Веццали, и в итоге нанесла сопернице первый засчитанный судьями укол! Жаль, что наша сборная лидировала так недолго. Под сводами фехтовального крыла лондонского «Эксела» по ощущениям собралось пол итальянского сапога. Схожую картину доводилось наблюдать только на «Формуле-1» времен выступлений Михаэля Шумахера за Ferrari. Рапира - одна из верных побед итальянской сборной на Играх XXX Олимпиады.
А ведь складывалась картина, что россиянки (третьей за нашу сборную выходила Лариса Коробейникова) не смогут победить ни в одном микроматче 2:5, 3:5, 1:5, 3:5, 1:5 – это из официального протокола встречи счет не в нашу пользу. В какой-то момент Аида Шанаева вышла против резервной Илларии Сальватори, миниатюрной фехтовальщицы с грустными глазами, и началось! Но это было только локальный бой. Математически Италия уже стояла в шаге от триумфа…
- Признайтесь, Аида, шансы все-таки были?
- Были. Но реализовать их с самого начала казалось сложным предприятием. Каждый из нас выходил на дорожку и хотел догнать, и от этого бешеного желания мы торопились, и тогда получалось еще хуже. Чем дальше, тем разрыв все больше увеличивался.
- Уровень Италии - это весь одиночный пьедестал. Каков был ваш план по удержанию дримтим?
- План был. За каждый укол цепляться. Но на деле что? Много промахов получилось, и итальянки чувствовали такой заряд, такие движения демонстрировали, что все у них «загоралось».
- Почему редко оспаривали судейские решения?
- Сейчас это было бесполезно. И поводов особо не было: по большей части очки раздавали по-честному.
- Вчера тренер Кристиан Бауэр сказал, что у российских спортсменов есть черта, которая мешает победам – любовь к самобичеванию, рефлексии.
- Похоже на то, что вы описали: чрезмерное желание портит все. И если даже Бауэр это озвучил, значит, правда. Мы уже давно занимаемся нашим видом спорта, и ничего сделать не можем. Странно, правда?
- Аида, давайте сравним уровень сборных в Пекине и Лондоне, без оглядки на медали.
- В Пекине была более взрослая четверка. Более опытная. Она была очень сильна, нынешняя моложе, но в желании уж точно не уступает. Италия была тогда тоже другая, мы ее в полуфинале обставили. А сейчас «Скуадра Адзурра» укрепилась. Возможно, мы образца 2012 года дружнее стали. Это и понятно: там была смена поколений, и сейчас мы ближе по возрасту друг к дружке.
- Так для вас Лондон-2012 – это праздник или…
- Эх… Мы этот праздник себе сразу испортили наутро после церемонии открытия, когда провалили личный зачет. И мы ждали именно этого четверга чтобы поднять настроение. И когда сегодня попали в финал, вроде бы жили. Думали, ну все, надо заряжать!
- То есть, самые счастливые часы вы пережили здесь от конца полуфинала до старта решающей битвы, не так ли?
- Точно. Нет, я умом прекрасно понимаю, что надо быть благодарной за это второе место. Что оно не четвертое! Корея радуется, потому что заслуженно третья – посмотрите на их счастливые лица! Здесь в Лондоне, все за нас. Организация нормальная, погода – не жаркая. Что еще нужно? Иди и побеждай! Поэтому желаю оставшимся нашим командам отыграться за наши неудачи. Я верю в успех!
- Нормальная организация? Вы уверены?
- Есть один неприятный момент. Волонтеры слишком часто лезут не в свои дела. Вплоть до того, почему мы сняли маски, ведь это не положено.
- Какие творческие планы? Рио-де-Жанейро 2016 года, например?
- Дайте же мне от Лондона отойти! Я пока ни о чем таком не думаю. В октябре у меня свадьба с моим любимым человеком. Возможно, я останусь в фехтовании, потому что он принял как есть мои перелеты, тренировки, отсутствие неделями. Может быть уйду, а может быть так окажется, что я ни дня не могу жить без фехтования. Просто я еще не пробовала жить без рапиры!
- Да не расстраивайтесь, Аида! Вы с девчонками первые – после сборной Италии!
- Если плясать от цифр, то да. Но если повторять это как мантру, то мы никогда не догоним Италию. Утешаться вторыми-третьими местами очень плохо. Мы не хуже! Просто однажды должны сделать так чтобы все сложилось.