Ну и тяжко же приходится российскому болельщику в нынешнем году... Не успели зажить раны от неудачного выступления футбольной сборной на Евро, как замаячила угроза куда более серьезных увечий для нашего общественного сознания на стартующих 27 июля летних Олимпийских играх. Что на лондонской Олимпиаде российским спортсменам придется несладко, было известно заранее. Но что будет чрезвычайно горько, стало ясно в самый канун олимпийских стартов, когда отечественный предолимпийский пейзаж предстал перед нами во всей полноте, но не красе.
Отечественные футболисты больше никаких огорчений не преподнесут. По той простой причине, что не смогут: их не пустили на берега Темзы соперники, выбив из турнира на предварительном этапе, как делают это уже шестой олимпийский цикл подряд. Так что повторить успех Мельбурна в 1956 году или Сеула в 1988 году, когда наши футболисты становились олимпийскими чемпионами, не получится даже виртуально. Но и другим отечественным спортсменам не удастся повторить того, чего они добивались прежде.
В 1988 году в Сеуле советские спортсмены были первыми в общекомандном зачете с 55 золотыми медалями. Через четыре года в Барселоне под флагом объединенной команды они сохранили лидерство с 45 высшими наградами. В Атланте сборная России оказалась второй с 26 золотыми медалями. 32 «золота» было на нашем счету в Сиднее, что позволило остаться на втором месте. На третью ступеньку с 27 высшими наградами мы опустились в 2004 году в Афинах. Четыре года назад в Пекине наши спортсмены лишь чудом удержались в общекомандной тройке с 23 золотыми медалями, едва не проиграв англичанам, у которых оказалось 19 высших наград.
А что ждет нас в столице Великобритании? Тут и гадать нечего: будет хуже, чем в Пекине. Вопрос лишь, насколько хуже.
Самые отпетые... нет, не пессимисты, а реалисты, к коим я себя отношу, полагают, что в Лондоне россиян поджидает крах сродни или похуже, чем на зимних Олимпийских играх в Ванкувере, когда с позиций лидеров мы рухнули на 11-е общекомандное место. Аргументы в пользу крайне негативного прогноза достаточно, на мой взгляд, весомые.
Капитан отечественного спорта, профильный министр Мутко, который привел команду к канадской катастрофе, уверенной рукой ведет ее к английскому провалу: кризис в российском спорте только усугубился, о чем свидетельствуют результаты наших спортсменов в летних видах в предолимпийском сезоне. Конечно, у Виталия Леонтьевича на сей счет несколько иная точка зрения, но она, надо отдать ему должное, постоянно инновационно модернизируется, приближаясь к реалиям.
Поначалу министр решительно уверял общественность, что Россия в Лондоне будет третьей. Затем стал с такой же уверенностью говорить, что нашей сборной предстоит борьба за третье место, завоевать которое представляется делом неимоверно трудным, ибо нас ждет жесточайшая конкуренция со стороны хозяев, которые, как показывает практика, в родных стенах берут на треть золотых медалей больше, чем прежде. В конце концов Виталий Леонтьевич как бы между прочим сказал, что (цитирую) и «четвертое общекомандное место для нас не будет трагедией».
Интересно: кого министр имел в виду, говоря «для нас»? Для них, главковерхов отечественного спорта? Или, бери выше, иже с ними для президента Путина и премьер-министра Медведева, которые, несомненно, дали своему подчиненному (молчаливо либо словесно) высочайшее разрешение огласить публично такой прогноз?
Не знаю, да и не хочу знать, кому как в Кремле, а мне крайне неприятно быть свидетелем крушения спортивной империи, каковой долгое время был Советский Союз и около двух десятилетий — исключительно по инерции — оставалась Россия. От былого величия нынче нет и следа, который, правда, тратя сотни миллионов народных рублей, власти тщетно пытаются воспроизвести в виде несуразного ежегодного форума «Россия — спортивная держава». А что, собственно, есть?
Видели бы вы Виталия Леонтьевича, когда его спрашивают на пресс-конференциях о планах выступлений российских спортсменов на английских аренах, а конкретно о том, сколько золотых медалей (только по их количеству ведется неофициальный командный зачет) предстоит им взять в конкретных дисциплинах? На лице у министра такая мина, будто журналисты интересуются чем-то неприличным. А чего, собственно, плохого в понятии «план»? План — это цель, к которой надо стремиться. Мутко, который обычно за словом в карман не лезет, тут вдруг сухо ответствует: ничего, мол, подобного, никаких планов нет.
Мягко говоря, министр лукавит. Планы есть. Они четко прописаны в договорах о финансировании подготовки спортсменов, заключаемых его министерством с каждой спортивной федерацией. И в этих документах четко указано не только, какие суммы выделяются из бюджета, но и сколько золотых, серебряных и бронзовых олимпийских наград государство хочет получить взамен.
Ну ладно, бог с ними, с планами. А хотя бы прогнозы-то у министра есть? Оказывается, имеются. Виталий Леонтьевич сообщил журналистам, что российские спортсмены в Лондоне рассчитывают завоевать от 20 до 30 золотых медалей. Ничего себе разброс! Похоже на анекдот про блондинку, которая оценила свои шансы встретить на улице динозавра как 50 на 50 («либо встречу, либо нет»). 30 наград — это грандиозный успех, точно — третье место, при удачном стечении обстоятельств, возможно, даже второе. А 20 наград — это полный провал, в лучшем случае — четвертое место вслед за США, Китаем и Великобританией, а в худшем — шестое, позади Германии и Австралии.
Судя по всему, Мутко как человек психически не больной осознает, что золотых медалей будет порядка двадцати, в любом случае меньше, чем в Пекине. Но как игрок одной властной команды с волшебником Чуровым надеется на чудо и, взывая к нему, упоминает о тридцати.
Большинство же отечественных специалистов на волшебство не рассчитывают. Трезво оценив российский потенциал, они выдают прогноз, с которым я полностью согласен. Привожу два варианта — худший и предполагаемый (оптимальный).
Итак, вот сколько золотых медалей российские спортсмены сумеют, на взгляд реалистов, получить в отдельных видах спорта, входящих в программу лондонских Олимпийских игр: легкая атлетика — 3–4, борьба 2–3, синхронное плавание — 1–2, фехтование — 1–2, стрельбы — 1–2, бокс — 0–1, спортивная гимнастика — 0–1, художественная гимнастика — 1–2, гребля — 0–1, современное пятиборье — 0–1, теннис — 0–1, штанга — 0–1. Выходит, что в худшем случае у нас будет 9 золотых медалей и позор похлеще ванкуверского, а при благоприятном развитии событий — 21 высшая награда, которой явно не хватит для того, чтобы в борьбе за третье место обойти англичан. Так что, скорее всего, у Путина, любящего освещать своей дланью только победы, не появится внезапного повода посетить Лондон. Там за него будет отдуваться привыкший, не моргнув глазом, переживать поражения Медведев, которому по-человечески можно лишь посочувствовать. Как, впрочем, и всем российским болельщикам.
Являясь патриотом своей страны, я был бы искренне рад ошибиться и буду невероятно счастлив, если наши спортсмены завоюют куда больше медалей. Но причин для оптимизма, повторю, просто нет.
В заключение вернемся к тому, с чего начали. На пресс-конференциях, которые в последнее время давал Мутко, речь шла не только о будущих Олимпийских играх, но и о завершившемся чемпионате Европы по футболу. И однажды Виталию Леонтьевичу был задан совсем уж неприличный вопрос: для бывшего главы Российского футбольного союза Сергея Фурсенко неудачное выступление национальной команды на европейском первенстве стало поводом подать в отставку, а какой результат в общекомандном зачете на предстоящей Олимпиаде вы бы посчитали веской причиной для ухода с поста министра?
Как говорится, «Лец ми спик фром май харт...»
Ответа журналисты ждали добрых десять минут, но так и не получили. Пространное высказывание министра свелось к тому, что, мол, лично он, Мутко, сделал все для подготовки к Олимпиаде — и никакой ответственности за результат не несет.
Впрочем, если вдуматься, то, не желая сказать ничего конкретного, Мутко сказал все (хотя сам, скорее всего, дид нот андерстэнд ит). Лондонский туман пред очами наших болельщиков развеян им окончательно. Вельможное откровение одуревшего от полной безответственности чиновника — самый пессимистичный для России прогноз. И на лондонскую Олимпиаду, и на все ближайшие годы. И если бы только в спорте.