«Вина полностью лежит на спортсменках. Я с сожалением констатирую факт, что и IAAF, и мы признаем нарушение правил» — так прокомментировал допинговое дело накануне Игр в Лондоне президент ВФЛА Валентин Балахничев. Результаты спортсменок аннулированы начиная с 2009–2010 годов. Наказание последовало после длительного изучения показателей биологических паспортов.
Ситуация для России не новая. Еще не забыто громкое «дело семи» накануне Олимпийских игр в Пекине, правда, тогда сообщение о нарушителях прозвучало за две недели до старта, да и все отстраненные входили в олимпийскую сборную России.
Есть и еще отличие — впервые в России спортсмены наказаны по показаниям биологического паспорта. Не за положительную допинг-пробу, не за факт ее подмены или систематическое уклонение от встречи с допинг-офицерами, а за показания, внесенные в паспорт спортсмена.
Допинг может быть обнаружен «традиционным» путем — с помощью специальной аппаратуры, но его можно определить и косвенным способом: по изменениям различных физиологических параметров. Некоторые виды допинга достаточно быстро выходят из организма, а вот гормоны продолжают хранить информацию, изменяясь вследствие применения запрещенных препаратов. По этим изменениям и можно утверждать, что даже если сейчас организм свободен от препаратов, они точно были там ранее.
Предположим, знаменитый EPO можно ловить в организме спортсмена всего несколько дней, переливание собственной крови обнаружить еще сложнее. Биологический же паспорт позволяет «прочитать», что и как было в организме.
Методика отслеживает состояние крови спортсмена на протяжении длительного времени. WADA рекомендует делать выводы на основании как минимум семи проб, сделанных в разное время. Если трое независимых экспертов подтверждают, что данные крови кардинально меняются и вызвано это только внешними факторами, — дисквалификация неминуема.
Первой жертвой новой программы еще в 2009 году стала Клаудиа Пехштайн, пятикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, самая успешная немка в истории зимних Игр. WADA дисквалифицировала спортсменку только на основании показателей крови, свидетельствующих о внешнем воздействии. Дело было громкое — Пехштайн далеко не рядовая спортсменка. Да и за свою двадцатилетнюю международную карьеру она не сдала ни одной положительной допинг-пробы. Чемпионка подала апелляцию в Международный спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне, но проиграла его, что называется, «в одни ворота».
Так новый способ дисквалификации заявил о том, что пришел в современный мир спорта всерьез и решительно. Сама спортсменка, правда, продолжала бороться, призывала Международный союз конькобежцев (ISU) заново изучить обстоятельства ее дисквалификации. «Я хочу, чтобы ISU заново открыл дело или признал, что в 2009 году дисквалифицировал невиновного человека». В качестве доказательства спортсменка обращала внимание специалистов на данные чемпионата мира (уже после отбытой дисквалификации), утверждая, что некоторые показатели ее крови имеют свойство повышаться.
В России программа по введению биологических паспортов началась в середине 2010 года. Специалисты продолжают обсуждать: совершенна ли новая система поиска провинившихся? Основная проблема — непредвзятый анализ экспертов. Человеческий фактор присутствует везде. Любые сомнения, конечно, должны трактоваться в пользу спортсмена. Ну а там уж как получится.
...И еще одна цитата — на сей раз от Виталия Мутко, слова сказаны две недели назад: «Я предупредил президентов федераций и главных тренеров: за положительную пробу несете персональную ответственность, снимем голову, несмотря на ордена, заслуги и звания. Мы только-только восстановили репутацию в глазах Всемирного антидопингового агентства (WADA), это пока хрупкий лед. Лучше потерять золотую олимпийскую медаль, но сохранить честь страны».
До Игр еще есть время.