Если выехать на машине из аэропорта Мальпенза и на пересечении с автобаном повернуть не на юг, собственно, в Милан, а на север, попадешь или в Саронно, знаменитый культовым в 90-е миндальным ликером «Амаретто», или в приграничный Варезе. В этом городе чистейших озер и предгорья Альп проживает всего 87 тысяч человек. Но напоминает он Милан в миниатюре. Местная футбольная команда в итальянской серии B заняла 4-е место, участвовала даже в «стыках» за попадание в элиту — проиграла «Сампдории». Несколько лет назад с готовым контрактом сюда прибыл забытый теперь футболист российской сборной Виктор Будянский, но играть помешала травма. Нынешний участник Евро из сборной Италии Антонио ди Натале начал отсюда свое восхождение в большой футбол.
Баскетболисты «Варезе» в 70-е годы прошлого века гремели на всю Европу, взяв то ли 5, то ли 6 Кубков чемпионов, о чем свидетельствует галерея маек под сводами «Палаццо делла спорт». Об итальянских титулах можно даже не упоминать. Но видно, что славные страницы истории позади: зал не скрывает своего почтенного возраста, уступая современным дворцам в Стамбуле, Берлине, Москве.
Зато все чисто, персонал приветлив, и даже в деревянном потолке арены есть своя трогательная нотка — это стало понятно, когда корреспондент «МК» приехал на открытую тренировку команды Бориса Соколовского.
Назавтра была первая из двух товарищеских встреч с Австралией, в распоряжении Бориса Ильича — 18 баскетболисток и американская разыгрывающая с русским паспортом Бекки Хэммон — в уме. На основе «товарняков» с именитым соперником придется подумать и — как ножом по живому — сократить список до 12 фамилий: ровно столько могут поехать на Олимпиаду.
— Мы здесь, в Италии, уже давно, а вот в Варезе прибыли чуть раньше вас. Много посвящаем атлетической подготовке, — говорит восхитительная Илона Корстин (лицо мирового баскетбола по версии Международной федерации, между прочим!). — Мы не только в этом зале, еще и по стадиону бегаем. После отпуска это очень тяжело. Под нагрузкой. Предполагаю, что австралийки на данный момент готовы лучше, но они и раньше тренироваться стали, провели несколько контрольных игр, а мы — только между собой... Конечно, у нас смена поколений, у молодых девочек совсем другой баскетбол: из всей команды я за долгие годы сыгралась с Осиповой, Артешиной. Но, думаю, у нас с молодежью взаимопонимание все-таки сложится.
А олимпийская чемпионка-1992 Ирина Минх теперь в тренерском штабе Бориса Соколовского. По иронии судьбы мы познакомились тоже в Италии, когда жили в соседних номерах в гостинице. Было это 5 лет назад на чемпионате Европы в Кьети.
— Каждый, наверное, мечтает работать с такой командой: с самыми лучшими девочками! — видно, что Ирине такая работа приносит истинное удовольствие. — Когда ты проходишь как игрок через эти жернова, это, конечно, совсем по-другому. Там у нас конкуренция, борьба. А тренер же смотрит через другую призму! Настолько интересно работать с игроками такого уровня. Они неординарные, сложные по характеру, все личности. И наша задача — объединить людей из разных клубов в единую олимпийскую сборную, у которой есть желание победить.
— Мы-то с Австралией в одной группе. Не страшно раскрывать карты раньше времени?
— Нет, ведь все находятся на начальном этапе подготовки. На Играх победит сильнейший, кто придет на пиковой форме к финалу. А то, что сейчас играет — и надо играть. И толкаться, может быть, даже проиграем — это тоже не трагедия. Можно поработать над ошибками, сделать выводы.
Игры получились совсем не похожими друг на друга. Вплоть до мелочей: перед первой исполнили национальные гимны двух стран, а пришло 3 зрителя (журналисты не в счет), во второй обошлось без гимнов, но публика пришла. Субботний матч был более жестким, что ли. Кроме того, оба тренера решили проверить множество комбинаций «пятерок». В российской команде не выходила лишь Ольга Артешина, у зелено-желтых — главная центровая Лоурен Джексон. Кроме того, по взаимному согласию по окончании игры (наши победили — 60:51) была проведена пятая четверть без обнуления результата на табло. Наши девушки и здесь оказались лучше.
Подождал, пока четвертый номер сборной России Марина Кузина проедется на велотренажере, окликнул:
— Очень неплохой матч вы провели!
— «Вы» — в смысле сборная или в смысле я? Я считаю, провела тяп-ляп. С «ахиллом» проблемы, но «подкосило» еще и огромное желание работать.
— Говорят же: кто не работает, тот не ошибается!
— Точно. Тренер сегодня сказал, что важны не индивидуальные действия, а надо наработки (а мы готовимся почти месяц) против сильнейшего соперника показать. Сделаем работу над ошибками. Поужинаем и начнем разбор. Олимпиада — дело серьезное. Хочу отдать должное нашему тренерскому составу, мы даже на фоне самого сильного соперника выглядим сильно.
— Лично к какому амплуа склоняетесь?
— Пятого номера, идти под кольцо, конечно, не хотелось бы. Другое дело — куда укажут тренеры...
К сожалению, в воскресенье Марины, как и Алёны Данилочкиной, не было даже на скамейке запасных: обе травмировались. Борис Соколовский потом скажет: «Будь это в олимпийском финале, обе оказались бы в строю. На уколах, на блокадах. Но это товарищеский матч — зачем провоцировать дальнейшие травмы?»
Товарищеский, и все же боевая составляющая наблюдалась. Так, Австралия уже не нащупывала, а огрызалась на соперниц в красной форме, начавших, кстати, резво (7:0). И выиграла. Хотя всего-то два очка, но показала, что в этом зале она все-таки хозяин, пусть и номинальный. И это — без Лоурен Джексон. Еще ясно, что австралийки не делали экспериментов, а играли проверенными связками. И здоровенная Элизабет Кэмбедж (ну и дал бог человеку рост — на вид около 210 см) еще попортит нашим барышням крови в Лондоне!
— Сегодня обнажилась проблема нашей команды, — подвел итог Соколовский. — Наше сильнейшее качество, борьба за отскок, сегодня не реализовано. И с треском проиграли щит. Во всем остальном приемлемые по качеству защита и нападение. Но, как известно, кто проигрывает щит, тот проигрывает игру. Сегодня — пожалуйста. Команда Австралии очень атлетичная: они буквально запихивают наших под кольцо, чтобы выиграть зону, куда падают мячи. Кроме того опыт — в первую очередь прогноз. А на чужом щите мы сработали на три с плюсом. Но когда наберем форму, думаю, поправим эти компоненты.
— В целом сбор получился?
— Организация и отношение, которое мы испытываем к себе, очень приятные. Конечно, спасибо менеджерам во главе с Оксаной Рахматулиной, еще, конечно, я очень доволен отношением девочек к работе. Штаб тоже работал слаженно. Были споры, но не переходящие в конфликты. И все наши силы мы задействовали в полной мере. Без работы никто не сидел!
Варезе.