— Но как же так? Ведь наверняка миллионы жителей страны только и мечтают отдать своих детей в спортивные танцы...
— Так и есть, но только тренировочной базы для этого в России нет! И мы вынуждены постоянно просить залы у борцов, баскетболистов, волейболистов, потому что только их напольное покрытие нам подходит. Но периодически нам отказывают, боятся, что испортим паркетный настил...
— Тем не менее вы ведь проводите турниры высочайшего уровня и в Кремле, и в «Дружбе» на Воробьевых горах, и в Крокус-Сити-Холле, и в других престижных местах.
— Только вы представить не можете, насколько дорого проводить соревнования в Кремле и крупных спортивных комплексах, а ведь государственное финансирование у нас крайне ограничено, мы же не олимпийский вид спорта. А вот зал «Дружба» действительно из всего того, что есть, подходит нам больше всего — хотя очень сложно и дорого каждый раз оснащать его на уровне мировых стандартов. К тому же очевидно: никто нам этот зал в свободное пользование не отдаст. А Крокус-Сити-Холл с отелем «Аквариум» действительно единственный в России танцевальный центр, соответствующий всем требованиям. И на сегодня это наш единственный партнер, я имею в виду и ФТСР, и МФСТ. Но проблема в том, что это все-таки хозрасчетная структура, и планировать на такой базе долгосрочные программы можно только при серьезной поддержке государства.
— Однако ситуация с отсутствием собственных площадей для нашего спорта далеко не редкость. Даже у ведущих футбольных клубов — «Спартака» и ЦСКА — нет своих полей.
— Это принципиально другая ситуация! Ведь футбольные поля мирового класса в России, в частности в Москве, все-таки есть. Соответственно, там можно проводить матчи Лиги чемпионов. А представьте, если бы ни «Лужников», ни «Локомотива» в принципе не было! Тогда где бы проводились футбольные матчи международного уровня? В «Олимпийском»?
— Я так понимаю, на данный момент проблема с танцевальной тренировочной базой неразрешима?
— Что касается столицы, то еще в 2002 году было распоряжение правительства Москвы о строительстве Дворца танцевального спорта. И очень хочется верить, что в ближайшее время этот дворец все-таки будет построен. А в регионах ситуация совсем безвыходная. Но есть и другие, не менее серьезные проблемы в российском танцевальном спорте.
— Какие, например?
— Понимаете, спортивные танцы ведь на 80 процентов детско-юношеский вид спорта. И для нас было очень важно включить его в программу первой летней Спартакиады учащихся России. Но потом мы выпали из программы Спартакиады и тут же лишились важнейших официальных стартов, которые во многом определяют бюджетное финансирование. А кроме того, потеряли связь с Министерством образования, а соответственно, поддержку на уровне официального продвижения танцевального спорта в обычных общеобразовательных школах. Ведь в каждой школе есть подходящий спортивный зал, и просто сердце кровью обливается оттого, что такое количество хороших площадок пустует без дела. Вот вам и ответ на вопрос, почему детям в регионах танцевать негде! Если честно, безумно обидно, что президент ФТСР не сделал ровным счетом ничего, чтобы удержать нас в программе Спартакиады. По этой же причине мы выпали еще из одного очень крупного и престижного турнира — «Детей Азии», в программе которого находились до этого аж с 1996 года! Причем фактически все предварительные договоренности были уже достигнуты, но в итоге президент ФТСР почему-то не подтвердил участие, и все, в том числе организаторы, были очень удивлены.
— Как вы считаете, почему президент ФТСР Павел Дорохов занял такую неконструктивную для руководителя позицию?
— Откровенно говоря, у меня нет ответа на этот вопрос. Просто когда в руках одного человека столько лет сосредоточена тотальная власть, он не считает нужным как-то объяснять остальным свои поступки. Причем Павел Павлович возглавляет федерацию с момента ее создания и поначалу действительно искренне болел любимым делом. Но, увы, все это давно в прошлом, и сейчас ни о каком развитии даже речи не идет. Хорошо еще, что хотя бы на уровне Москвы благодаря поддержке правительства мы можем жить своей жизнью, можем «дышать»...
— В чем все-таки секрет такого фантастического успеха московской школы?
— В том, что мы десятилетиями создавали свои традиции. И прежде всего предоставили свободу тренерам. Они могут открывать свои клубы и быть совершенно самодостаточными. Причем новые маленькие клубы мы поддерживаем так же, как большие и известные. Может быть, даже больше. Потому что важнее всего было изначально создать внутреннюю конкуренцию — за счет нее и проявляются новые звезды. Традиций же на самом деле много. А основная в том, что заслуженные танцоры, продолжая собственную карьеру, начинают работать с детьми. И, разумеется, получают за это достойную зарплату. Причем каждый клуб заинтересован в том, чтобы пригласить более сильных мастеров и поднять собственный уровень. Кроме того, мы ежегодно проводим 18 крупных международных турниров, объединяющих все возрастные категории — от совсем маленьких детишек до суперзвезд. А во время Кубка чемпионов специально готовим программу для юных танцоров, которую они демонстрируют между танцами участников. И поверьте, это непостижимое зрелище, когда дети могут показать столь высокий уровень мастерства на таком престижном мероприятии.
— Насколько я знаю, Кубок чемпионов — это вообще уникальный турнир, московское ноу-хау?
— О да, это единственный в мире турнир под открытым небом — на красивейшей набережной «Лужников». Самые короткие и зрелищные соревнования в мире! Они длятся всего полтора часа, но на эти 90 минут счастливчики, забронировавшие билеты чуть ли не за год, забывают обо всем... И очень хочется за огромную поддержку в организации московского супертурнира, который в этом году проходил уже 6-й раз, поблагодарить замминистра спорта Юрия Дмитриевича Нагорных. Потому что он, будучи еще в ранге первого заместителя руководителя Департамента физкультуры и спорта города Москвы, сделал все, чтобы у нас появилась такая уникальная площадка и мы могли сделать нужный свет и оформление. Эти соревнования настолько престижны, что состав участников всегда полностью соответствует даже самым взыскательным требованиям. В этом году, например, приехала словенская пара, которую я просто мечтал увидеть на нашем турнире. Дело в том, что партнерша в этой паре — «Мисс Словения». Можете себе представить, в каком восторге были зрители!
— А извечная проблема предвзятого судейства на данный момент актуальна?
— Более чем. Результаты чемпионатов и первенств России, по итогам которых пары выходят на чемпионаты и первенства мира, стали откровенно необъективными, и это уже отмечают все, а главное, подтверждают результаты мировых рейтинговых турниров Всемирной федерации танцевального спорта (WDSF).
— Вы пытаетесь как-то бороться с беспрецедентной ситуацией?
— Разумеется. Но если со стороны московской федерации существует очень жесткий контроль и президиум МФСТ всегда рассматривает спорные моменты и в случае серьезных нарушений арбитры могут быть отстранены от судейства вплоть до дисквалификации, то со стороны ФТСР, даже несмотря на прямые обращения, никаких мер в подобных ситуациях не предпринимается.
— Скажите, каких результатов вы ждете от предстоящей отчетно-перевыборной конференции в Федерации танцевального спорта России, которая состоится в ближайшее время?
— Я бы ответил фразой из песни Виктора Цоя: «Перемен требуют наши сердца!» И мы очень надеемся, что ФТСР получит серьезную поддержку государства, потому что только при таком условии появится возможность включить спортивные танцы в календарь всех официальных соревнований и вести дальнейший конструктивный разговор о создании тренировочных баз во всех регионах России. Но помимо этого необходимо поддерживать имидж и отстаивать авторитет российского танцевального спорта за рубежом. И, конечно, мы очень надеемся, что в ближайшее время у Павла Павловича Дорохова появится возможность сконцентрироваться на своей работе в Международной федерации спортивного танца, членом президиума которой он является уже много лет.