БЕЗ ФИШЕРА НЕ ОБОШЛОСЬ
В Ханты-Мансийске завершился 2-й круг Кубка мира. В основное время многие матчи пришли к мирному исходу, и победители определились только в тай-брейке (когда писались эти строки, имена их еще не были известны). Кстати, тай-брейк в этом Кубке проводится довольно необычно. Сначала играются две быстрые партии по 25 мин (+10 с за каждый ход). При ничьей следуют две партии по 10 мин (и тоже +10 с за ход). Если победитель все еще не определился, играются две блиц-партии по 5 мин (+3 с за ход). И, наконец, при счете 3:3 назначается решающая партия — Армагеддон: у белых 5 мин, у черных — 4 (+3 с на ход), но теперь ничья для черных равноценна победе. Армагеддон — суровое испытание, и, к счастью, в 1-м круге к нему пришлось прибегнуть лишь однажды. Напомним, что добавление определенного числа секунд — давняя идея Фишера (фишеровские часы!): если, например, у одной из сторон на ферзя больше, он успеет заматовать противника до падения флажка...
И все же многие гроссмейстеры во 2-м круге обошлись без тай-брейка, а двое даже выиграли 2:0, это россиянин Александр Морозевич и чемпион Европы Владимир Поткин. Вперед продвинулись также Иванчук, Камский, Раджабов, из наших еще Витюгов, Томашевский, Яковенко. Единственная дама Юдит Полгар отомстила за Хоу Ифань и обыграла Сергея Мовсесяна. А вот Карякин, Грищук, Свидлер, Непомнящий в пятницу сдавали дополнительный экзамен...
Отметим уникальное освещение Кубка мира в Интернете. Продумано все до мелочей, «зрителям» удобно наблюдать за всеми партиями, в любой момент легко узнать результаты, желающие посещают пресс-конференцию участников, знакомятся с анализом партий суперпрограммы «Гудини». Наконец, сидя дома, вы можете побродить по красивому городу Ханты-Мансийску... «И все это благодаря югорским организаторам Кубка, — сообщил Никита Ким, возглавляющий пресс-центр, — которые позаботились о многочисленных любителях шахмат».
РОШАЛЬ И ПЕТРОСЯН
Исполнилось 75 лет со дня рождения Александра Рошаля, известного журналиста, большого друга «МК». Рошаль был одним из создателей «64»: в 1968 году издание возглавил чемпион мира Тигран Петросян, а Алик стал ответственным секретарем. Их связывали близкие отношения, и не только благодаря шахматам — оба были страстными болельщиками «Спартака». Когда за несколько дней до смерти Рошаля я позвонил ему в больницу, он уже с трудом говорил и задал всего один вопрос: «Как сыграл „Спартак“?»
Вот любопытный случай про Петросяна и его жену Рону, который рассказал мне Алик. В 1969 году при доигрывании 14-й партии матча с Борисом Спасским Тигран упустил верную победу, которая позволила бы ему захватить лидерство. Естественно, он находился в подавленном состоянии. А вечером Рошалю позвонили и попросили немедленно приехать к Петросяну.
В доме был беспорядок, хозяин метался по квартире, искал лекарства, звонил врачам. Оказалось, что у Роны сильный приступ мигрени. Заглянув в спальню, Рошаль увидел ее лежащей без чувств, с мокрым полотенцем на голове. И он не удержался от упрека: «Рона Яковлевна, Тигран так страдает из-за сегодняшней партии, а тут еще вы со своей головой. Как не вовремя!». Больная приподняла полотенце и хитро шепнула: «Алик, неужели вы ничего не поняли?!»
Да, это был гениальный психологический ход: своей мнимой болезнью Рона отвлекла мужа от неудачной партии, переключила его мысли на заботу о жене. Несколько часов ему было не до шахмат... А уже на следующий день Петросян играл спокойно и уверенно, будто и не потерял половинки очка.