Можно долго рассуждать, профессиональны ли те или иные действия наших руководителей разного ранга. Но проблема в том, что оценочные критерии весьма умозрительны. Вот говорит министр: инфляция составила меньше десяти процентов в год. И о чем тут спорить? У каждого инфляция личная. У большинства больше двадцати выйдет. Но вдруг у самого министра намного меньше? Вдруг он умеет как-то правильно жить, а ты не умеешь? И потому обвинять его во лжи как-то неловко…
В этом отношении руководителю Российского футбольного союза Сергею Фурсенко не повезло: футбол — тот редкий случай, когда есть критерий. Причем один. Это результат. Конкретного матча, чемпионата, отборочного цикла…
Сергей Александрович с самого начала решил оседлать коня ораторского искусства. Даже после вялых матчей, унизительного ползания по полю прежних кумиров все равно гордо заявлял, что сделан очередной, решающий шаг в сторону будущей победы. А если побед все не наступало, то утверждал, что сборную рано или поздно все равно прорвет. Где и в каком месте прорвет, уже даже шутить не хочется.
Проблема сегодняшнего руководства РФС в том, что там нет человека, искренне любящего футбол, искренне им интересующегося, разбирающегося в нюансах. Практически каждый из поставленных на разные участки Сергеем Фурсенко руководителей оказывается там не потому, что является профессионалом, а потому, что, с точки зрения управленца Фурсенко, за каждым из этих людей стоит опыт, статус и т. п. Но ведь эти опыт и статус совсем не футбольные.
На посту главы Комитета РФС по этике, с созданием которого многие связывали немало надежд на оздоровление футбола в стране (как выяснилось, зря), оказался человек, который футбол, по-моему, и вовсе не смотрит. Алу Алханов. В его кабинете одновременно разрывается пять мобильных телефонов. Он решает (или ему кажется, что решает) вопросы государственной важности. А уже в довесок — вопросы футбольные. Времени посмотреть игру у него не бывает. И рад бы посмотреть, но нет времени. Говорят, он звонит младшим товарищам по комитету, чтобы узнать, что в какой из игр произошло. Иногда просто чисто информативно уточняет счет. Иногда забавно проговаривается.
Объясняя, почему спустя уже столько времени нет никаких решений по странному матчу “Волга” — “Анжи” (где, напомню, игроки “Волги” во втором тайме откровенно “сливали” матч), он так и выдал: “Не было поручения”. То есть орган, который для того и создан, чтобы инициировать расследование тех или иных позорных ситуаций, ждет от кого-то некоего “поручения”.
Круче, конечно, получается, только у самого Фурсенко. В иных случаях диву даешься: ну зачем этот человек вообще соглашается на интервью? Неужели ему самому приятно выглядеть идиотом? Когда ему задали тот же самый вопрос про матч “Волги” с “Анжи”, он вдруг выдал перпендикулярное:
— Вопрос находится в стадии разбирательства. Но я убежден, что судьи тут ангажированы не были.
При чем тут судьи и их ангажированность? Или человек не способен отличить матч “Ростов” — “Анжи”, где сомнений в коррумпированности судьи не возникает у любого внимательного зрителя, от матча, о котором идет речь? И что он имеет в виду, когда говорит “в стадии разбирательства”? Что он уже позвонил Алханову, а тот собирается позвонить куда-то еще?
Незнание футбольного предмета у главы РФС зашкаливает. Словечко “инопланетянин”, прикрепившееся к нему в первый год работы в футбольной сфере, оправдывается все чаще. Вот Сергей Фурсенко рассуждает о том, как посещал в Мюнхене знаменитую “Альянс-арену”:
— Провел там часов пять. Посмотрел игру, потом сидел в специальной комнате вместе с Толей Тимощуком. Обычно после матча в ней собираются футболисты…
Неужели никто не объяснил Фурсенко, что есть такое понятие — раздевалка?
Поговаривают, что когда в начале 2010-го решался вопрос о тренере сборной, когда уже были поставлены подписи, когда юристы РФС уже везли к Роберто Манчини печати, чтобы оставить оттиск на документах, вдруг тот же Фурсенко их одернул:
— Не подписывать! Стоп варианту с Манчини!
На вопросы, которые последовали от почтенной публики, посвященной уже в суть переговоров, Фурсенко ответил коротко:
— Это Миллер и Мутко против. Они согласны на Дика Адвоката. И Дик Адвокат согласен.
Со временем выяснилось, что и Миллер, и Мутко были не в курсе. Но не мог же Фурсенко сказать, к примеру, то, на что прозрачно намекают в околофутбольных кругах: в зарплате у Адвоката есть “доля” (как думаете, чья?), а Манчини — человек неподконтрольный. Правда это или нет — нам все равно никто никогда не расскажет. Но так по-детски сослаться на взрослых… Ясно ведь, что у Миллера никто переспрашивать не будет. Да и знает ли глава “Газпрома”, кто такой Манчини?
Когда мои оппоненты пытаются защищать Фурсенко от несправедливых, как им кажется, нападок, они приводят в качестве главного один аргумент: он все-таки креативный человек, он хоть что-то пытается придумать. Но это скорее шлейф от многочисленных интервью, которые Сергей Александрович раздает прессе.
Весь конец 2010 года и первую половину 2011-го нам рассказывали, что у Сергея Александровича сформировался некий план, который якобы неким революционным путем приведет нас к победе на чемпионате мира в 2018 году. Про бредовые программы типа “Человек футбольной национальности” рассуждать не хочется. Потому что бред — это то, что поддается только клиническому анализу специалистов. А вот так сильно разрекламированную главой РФС программу “Результат-2018” я прочитал. И зря. Последние сомнения в том, что у руля российского футбола собрались некомпетентные шарлатаны, отпали.
Расчет Фурсенко понятен: чтобы прийти к победе, должен быть некий план, хотя бы перечень шагов, как к этой победе двигаться. И если на каждом углу кричать, что у тебя эта программа есть, то сложится впечатление, что ты ведешь некую реальную работу. А выполнена она или нет, станет понятно только в 2018-м. В программе “Результат-2018” нет, по сути, ничего, кроме декларации нашего грядущего чемпионства. Нет самого важного — механизма реализации.
Жизнь без профессионалов рано или поздно приводит только к одной победе — победе некомпетентности. Чтобы не быть голословным, позволю себе процитировать этот самый “Результат-2018”: “В комплексе мероприятий, направленных на подготовку сборной-2018 как сборной-победителя, должно быть обеспечено создание такого смыслового и информационного пространства, в котором будет возникать и крепнуть победный дух наших футболистов, формироваться их профессиональная ответственность и ответственность перед страной”. Одним из принципов такой системной работы называется соответствие “идеологии и философии победителя”.
Воплощением же “идеологии и философии победителя” должны, как утверждает Фурсенко или какой-то неведомый автор этого небывалого словоблудия, стать все: и нынешние сборники, и будущие, и все специалисты, и даже журналисты. С одной стороны, очень удобно не обращать внимания на критику: ах, ты критикуешь, значит, не соответствуешь нашей идеологии победителя, чего с тобой говорить… А с другой — это так напоминает советские варианты планирования, с его пятилетками, подкрепленными идеологическими штампами.
“Победный дух” — это о чем? Об аромате кальянных? Ну, тогда мы уже насквозь духом победы пропитались. Какие претензии к участникам нашумевшей кальянной истории? Они просто окунаются в атмосферу чемпионства-2018!
Победный дух может развиться только от привычки побеждать. Но, оглядываясь на первые 16 туров чемпионата, прекрасно понимаешь, что уровень нашего футбола, мягко говоря, удручает. Это касается не только пресловутого “болота”, но и уровня тех команд, что не стеснены в средствах и могут приглашать в Россию “звездных” игроков.
Многие из приобретений честно отрабатывают свои деньги, и это не их вина, что они попали в деградирующий турнир. Наш чемпионат превращается в блеклое подобие катарского, куда футболисты едут лишь для того, чтобы подзаработать на финише карьеры. В расцвете сил и лет мировые величины сюда не едут. А часть неплохо стартовавших молодых россиян быстро растворились в общей серо-безликой массе.
И на закуску к тосту “За российский футбол! “— самый свежий перл главы РФС. На днях Сергей Фурсенко назначил на должность директора Департамента судейства и инспектирования РФС известного в прошлом итальянского арбитра Роберто Розетти (еще один ветеран, приехавший после завершения карьеры подзаработать на счастливую старость). И как же глава РФС объяснил его назначение?
“Нашим судьям пойдет на пользу общение на английском со своими новыми руководителями. Подтянут язык, что можно только приветствовать”.
Ну, кто бы спорил — для честного судейства в России это, конечно, самое важное… Хотя, может, стоило найти репетитора подешевле, чем за миллионы евро?
Но, видать, такая уж наша “доля”…