— Вячеслав Маркович, можно ли рассматривать Кубок Кремля как репетицию чемпионата мира, который пройдет в Москве в сентябре?
— Говорить так было бы не совсем корректно. Да, Федерация современного пятиборья России провела турнир, равных по уровню которому в мире еще не было. Призовой фонд составил рекордные $100 000, этим и объясняется состав участников. И если на чемпионате мира выступят все спортсмены — от слабых до сильнейших, то на Кубке Кремля собралась элита. Из 48 (24 женщины и 24 мужчины) участников каждый мог рассчитывать на победу — все они победители чемпионатов мира, Европы или Олимпиад. В этом и заключается принципиальная разница.
— Одной из самых обсуждаемых тем стал размер призового фонда…
— Его обеспечивает Федерация пятиборья России. Почему именно 100 тысяч? Объясню. Я проанализировал все коммерческие старты, что были раньше: мы хотели сильно оторваться от былых цифр и увеличить сумму призовых в 5–6 раз.
— Кубок Кремля станет ориентиром в плане призовых?
— Вряд ли. Но Кубок Кремля будет проходить ежегодно, а отбор участников станет еще более жестким. Спортсмены будут стремиться попасть к нам!
— Важно ли для вас, чтобы на Кубке Кремля побеждали россияне?
— Конечно, нам было бы приятно, если побеждали бы наши. Но если исходить из спортивной логики, то важно, чтобы выигрывали сильнейшие.
— Впервые на Кубке Кремля было использовано лазерное оружие…
— Считаю, лазерное оружие — это будущее пятиборья. Но со стороны Всемирной федерации (UIPM) и лично ее президента Клауса Шормана было большой ошибкой вводить новое оружие в ходе стартовавшего олимпийского цикла. Лазерное оружие оказалось технически несовершенным, неопробованным. Неправильно и то, что эксклюзивные права на производство оружия получает немецкая компания — это ставит спортсменов одной страны в привилегированные условия, а производитель может диктовать цены, которые будут довольно высокими. Есть претензии и к мишеням. Практически все спортсмены недовольны…
Наша федерация предлагала обкатать техническую новинку на юниорах, а после Олимпиады-2012 ввести и на взрослом уровне. Но во время голосования представители большинства стран поверили Шорману, который обещал усовершенствовать лазерное оружие в кратчайшие сроки. А этого не произошло.
— А в чем преимущество лазерного оружия над пневматикой?
— Оно более совершенное и безопасное. Его удобнее провозить через границы, оно эффектно. Но это оружие завтрашнего дня, а наши спортсмены откровенно мучаются. Показателен пример с чемпионом мира Ильей Фроловым, который на этапе Кубка мира не попал в финал из-за лазерной системы.
— Кубок Кремля показали в прямом эфире сразу два канала…
— Убежден, что современное пятиборье — не элитный вид спорта и должен быть массовым. Можно сказать, что пятиборье готовит молодежь к армии. Это стильно и зрелищно. И одной из важных новинок на Кубке Кремля стал именно телепоказ. В прямом эфире показали конкур, бег и стрельбу. Надеюсь, что зрителям понравилось.
— Собираетесь расширять географию пятиборья?
— За год мы открыли филиалы в 11 регионах. Губернаторы охотно идут нам навстречу, ведь это занятость ребят и девушек, это всестороннее развитие. Еще раз подчеркну: идем от элитарности к массовости.
— И все же не секрет, что пока чаще всего в этот вид идут те, у кого не очень получилось в каком-то отдельном виде.
— Да, как правило, в современное пятиборье приходят из плавания. Но мы этим вопросом сейчас занимаемся. Вот на Кубке Кремля был руководитель нашей челябинской организации, они набирают мальчишек и девчонок именно для занятий пятиборьем. Ведь можно идти постепенно: заняться двоеборьем, затем троеборьем — и так постепенно увеличивать количество дисциплин… Вполне возможно, что уже в обозримом будущем, наоборот, школы по пятиборью станут поставщиками кадров для пловцов, бегунов, стрелков!