Не стоит скрывать, на эту медаль в Апельдорне уже надеялись. И это тоже симптом выздоровления. Если нет повода, то нет и надежды. А повод был дан еще осенью, когда с результатом 4 мин. 3 сек. четверка стала второй на чемпионате Европы. Затем на Кубке мира 4 км они проехали уже за 4.01, а в Апельдорне в квалификации укротили 4.00,396. Вот тут-то все и начали дружно повторять: мы не только уже “серебряные”, но и боремся за “золото”. Чем черт не шутит?
Но главной наградой сверхъестественные силы жонглировать не стали, и она абсолютно справедливо на сегодняшний день досталась чемпионам мира — австралийцам.
“Еще не вечер” — примерно так можно подытожить оценку столь долгожданной медали всеми заинтересованными лицами с российской стороны.
— Я думаю, у нас еще полтора года до Игр есть, все решаемо, — говорит Алексей Марков, трехкратный призер Олимпийских игр, несомненный лидер команды. — Сила уже есть, не хватает немного техники, ровного хода. На последних отрезках мы не выдерживаем физически: стоит кому-то потерять скорость, и раскручивать уже тяжелее. Но и это вопрос времени. Мы стали работать по-другому. Изменения мы сами увидели практически сразу после новых тренировок — другая подводка к старту, технические моменты. Хайко Зальцведель говорит, что база у нас была — он, кстати, не считает, что команду подготовил с нуля. А вот добавил техники, изменил сами тренировки — это да. Еще признается, что даже сам удивлен, как быстро мы получили результат… Сегодня жаловаться на что-то нам уже не стоит. У федерации новый руководитель, и все вопросы решаются. Что еще надо? Вот если бы был пятый человек, а то и шестой… Нужна конкуренция. И тогда гонщики, включая меня, относились бы ко всему серьезнее, ответственнее. Ведь как бывает часто: трое более или менее шевелящихся, а один из нас то шевелится, то нет. Поэтому появляется некое чувство расслабленности: все равно без меня никто не поедет. Я не говорю, что мы безответственные, но при конкуренции за место какие-то нюансики ненужные не вылезали бы.
Немецкий специалист Хайко Зальцведель полгода назад приступил к работе с трековой сборной по темповым видам. Тренер, не тянущий, по утверждениям гонщиков и коллег, российское одеяло успеха на себя, дважды приводивший команду ГДР к олимпийскому “золоту” и работавший с сильными сборными Австралии, Великобритании и Дании, не скрывал, что очень доволен тем, что произошло в Апельдорне. Вклиниваясь в английскую речь по-русски, утверждал “все решим!” и вспоминал, что приглядывался к россиянам давно. “Я никак не мог понять, почему у вас очень много талантливых юниоров, которые выигрывают по своему возрасту, но не доходят до топового уровня. Куда они исчезают? Мне очень интересно. У вас талантливые гонщики, которые не могли себя реализовать стопроцентно. Работу начали, она идет. А секунды — выскочили мы из четырех минут на четырех километрах или нет — не столь важны на чемпионате мира. Здесь нужна была медаль. Мы ее получили. Это лишь начало? Не сомневаюсь. Когда я подписывал контракт, президент Игорь Макаров спросил: реально ли привести команду к медалям? Я без раздумий сказал “да”. Сегодня могу сказать, что план подготовки к Лондону уже есть. И моя основная цель — объединить всех талантливых гонщиков”.
В Апелдорне россияне не просто стали вторыми, они еще и опередили команду Великобритании, что очень тешило самолюбие. Олимпийское “золото” в Пекине англичане выиграли с фантастическим мировым рекордом — 3 мин. 53,314 сек. А разговоры последних лет утверждали только одно — англичане “сделают” всех в Лондоне со страшной силой. Тренируются на треке — близнеце олимпийского, никого туда не пускают и вообще возьмут на домашних Играх все медали. Чемпионат мира за полтора года до Игр, конечно, не утверждает обратного, но дает нам надежду, до сих пор вообще не имеющую права на существование.
Главный тренер сборной России по велоспорту на треке Сергей Ковпанец еще до финала не скрывал:
— Мы рассчитываем на командную гонку — есть прекрасные спортсмены, и есть те секунды, которые от них ждали и которые мы наконец увидели. Это результат большой общей работы. Президент федерации Игорь Макаров — сам в прошлом профессиональный гонщик — прекрасно понимает, что нужно для того, чтобы началось движение вперед. Вопросы инвентаря, проведения сборов — никаких проблем здесь больше не возникает. Был найден тренер. С июня команда стала работать с Хайко Зальцведелем, тот случай, когда все совпало: команда, которая была уже собрана, и приход талантливого тренера. Возникло содружество — спортсменов, мотивированных на результат, и специалиста со своей методикой. Всё получилось. Те небольшие методические огрехи, которые у нас были и которые тормозили скорость, он успел исправить за короткий срок. Конечно, молодцы и сами спортсмены — это не юнцы, ребята все опытные, кроме Жени Ковалева, хотя и он был чемпионом мира среди юниоров. Сегодня у них горят глаза — до этого на стартах не было воплощения того, что делали на тренировках, а сейчас стало реальным. Время в полуфинале — 4.00,936 — что означает? Мы приблизились к тем роковым секундам, за которыми начинаются совсем другая скорость и другое место в элите.
…Долгожданная медаль стала единственной для россиян на чемпионате мира. “Думаю, три команды, ставшие призерами в командной гонке преследования, — Австралия, Россия и Великобритания, — сильнейшие в мире на данный момент и конкурировать будут между собой”, — утверждает Зальцведель. В командном зачете мы стали тринадцатыми, но это выступление оказалось самым успешным для команды за последние пять лет. Как хотелось бы прозвучавшие уже слова “все решим!” обратить и на остальные трековые дисциплины. Нам есть к чему стремиться, отталкиваясь теперь уже от новых результатов и подкорректированных амбиций.
Апельдорн