Для Андрея Невзорова, яхтсмена с 25-летним стажем, это не первая долгосрочная экспедиция. В 2006-м он с женой и двумя детьми-подростками за полгода обогнул Европу.
– Любовь к водным путешествиям у меня родилась в далеком детстве. В семье была байдарка, и мы с родителями частенько ходили в походы на Азовское море, Селигер, Валдай, в Карелию. В студенческие годы обучался в легендарной парусной школе при МГУ. Был матросом у Алексея Хлебушкина, неоднократного чемпиона страны по парусному спорту. Обустроив собственную жизнь, создав семью, понял, что жить без воды не могу. И вот десять лет назад решился – купил яхту.
– Ту самую «Дельту»?
– Сначала она не была той самой. Корпус лодки сварен из алюминиево-магниевого сплава и по прочности не уступит самой современной подводной лодке. Вот на такое чудо я и натолкнулся в одном из столичных яхт-клубов. Уникальный корпус использовался в качестве строительного вагончика, кокпит (внутренняя часть лодки) представлял собой весьма ухоженный огородик с лучком и петрушкой. Не долго думая, я выкупил корпус и стал постепенно превращать его в яхту.
– Название появилось сразу?
– Да, и абсолютно спонтанно. Это потом мы узнали, что в международной морской терминологии знак «дельта» переводится как «держитесь от меня подальше, я управляюсь с трудом».
– Как возникла идея «кругосветки»?
– Это будет не просто очередная экспедиция. Мы преследуем конкретные цели. Важнейшая задача – испытать в деле глобальную навигационную систему ГЛОНАСС, российский аналог американской GPS.
– 30-футовая яхта не слишком мала, чтобы бороздить просторы океанов?
– Такой размер был выбран не случайно. 30-футовая яхта – единственная лодка, которая позволяет ходить и по внутренним, и по морским путям. Важно и то, что постоянный экипаж судна всего три человека: я, супруга и старпом Сергей Самарец. В случае форс-мажорных обстоятельств управлять «Дельтой» сможет один человек. На лодках больших размеров это невозможно.
– От чего лично вам сложнее всего отказаться?
– От хорошей пресной воды. В России люди пока редко задумываются над этим, а ведь во всем мире дефицит питьевой воды с каждым годом только растет. Тяжело обходиться долгое время без привычных продуктов – черного хлеба, селедки, водки, наконец. Ну и комфорт, конечно, быстро начинает манить обратно на сушу.
– Какие места маршрута вызывают наибольшие опасения?
– Если вы думаете о бескрайнем океане, скоплении рифов или мелководье, то глубоко ошибаетесь. С природой наладить контакт можно – сложнее это сделать с людьми. Самые большие опасения вызывают страны третьего мира с их коррумпированным чиновничеством. Ну и, конечно же, пираты. Надеюсь, что профессиональным морским бандитам мы не нужны. Но береженого бог бережет. У яхтсменов есть свои рецепты, как обезопасить себя от нападения пиратов: идти ночью в плохую погоду без габаритных огней.
– Помните, как пел Макаревич: «В буре лишь крепче руки, и парус поможет идти, гораздо сложней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль»?
– Верно подмечено. Во время шторма у человека обычно вырабатывается адреналин, открываются скрытые резервы, что помогает справиться с трудностями. А теперь представьте, что вы неделю сидите в мокрой соленой одежде при сильной жаре, питаясь не самой вкусной пищей, запивая ее почти протухшей водой, и все это в замкнутом пространстве! Вот здесь и проявляется истинная суть человека. Брутальный мужчина может неожиданно превратиться в сопляка, а хрупкая девушка стать моральной опорой для окружающих. В нашей экспедиции таких этапов будет как минимум три: двухнедельные переходы через Атлантику и Тихий океан и недельный – через Индийский. Чтобы легче перенести такие испытания, как всегда, запасаемся электронными книгами, настольными играми и рыболовными снастями.
– У вашей экспедиции есть и культурная миссия...
– Во время путешествия мы посетим 73 объекта из списка культурного наследия ЮНЕСКО в 27 странах мира. Полученные впечатления перенесем на бумагу и создадим книгу-пособие для яхтсменов.