ПРОВОДЫ ОЛИМПИАДЫ
В Ханты-Мансийске финишировала Всемирная шахматная олимпиада, в которой участвовало рекордное число стран. Обе первые российские сборные были настроены по-боевому, тем более что для пользы дела произошел ряд преобразований в Российской шахматной федерации. Феноменально выступила женская команда: сестры Косинцевы, Татьяна и Надежда, чемпионка мира Александра Костенюк, Алиса Галлямова и Валентина Гунина. Девушки досрочно завоевали “золото”, выиграв все 11 матчей. “Серебро” у Китая, “бронза” досталась Грузии.
А вот мужской команде не хватило везения. В последнем туре Россия, отстававшая на очко от Украины, имела все шансы настичь лидера. Украинские гроссмейстеры сыграли вничью с Израилем, а вот россияне не смогли победить испанцев. В решающей схватке Свидлер умудрился белыми попасть под разгромную атаку не слишком опасного соперника Сальгадо (возможно, вальяжность в поведении Петра и его самодовольство дали о себе знать), и все было потеряно. Российская сборная — Владимир Крамник, Александр Грищук, Петр Свидлер, Сергей Карякин и Владимир Малахов — завоевала “серебро”. “Бронзу” получили израильтяне.
К нынешней олимпиаде был проявлен повышенный интерес, поскольку одновременно с ней состоялась увлекательная битва на звание президента ФИДЕ, в которой Кирсан Илюмжинов обыграл сразу двух королей — Анатолия Карпова и поддерживающего его Гарри Каспарова. Также было определено место проведения олимпиады-2014: Норвегия (Тромсё) взяла верх над Болгарией (Албена). Ну а олимпиада-2012 состоится в Турции (Стамбул).
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Пресс-конференцию, посвященную окончанию олимпиады в Ханты-Мансийске, провели президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, глава московского представительства ФИДЕ, известный шахматный меценат Давид Каплан и депутат конгресса из Бермуд Ларри Эббин. Илюмжинов сообщил, что олимпиада признана лучшей за всю историю шахмат, получила оценку 5 с плюсом. Затем он признался, что никогда не считал врагами Гарри Каспарова и Анатолия Карпова, более того, готов сотрудничать с обоими чемпионами мира в любых направлениях.
Давид Каплан поделился планами ФИДЕ по внедрению шахмат в школьное образование и реализации его идей интеллектуального развития молодежи посредством старинной игры.
— Давид Михайлович, как продвигается ваша глобальная задумка, научный подход к “шахматизации всей страны”? Только что объявлены новые лауреаты Нобелевской премии, Андрей Гейм и Константин Новоселов, а где же вы?
— Со времени их открытия прошло 4 года, а нашей гиперидее нет еще и одного. Но, слава богу, люди наконец осознали необходимость тренировать не только мышцы, но и мозги. Пройдет немного времени, и весь мир придет к выводу, что наша мудрая игра — идеальный тренажер для развития гармоничной личности.
— Насчет премии понял. Значит, надо набраться терпения.
— Но если говорить серьезно, то замечу, что в Москве сейчас действует экспериментальная школа, в работе которой мы активно участвуем. В ней шахматы — обязательный предмет (надеемся, что в конце концов таковыми они станут всюду). Недавно мы провели статистический анализ, и он дал удивительные результаты — успеваемость учащихся выросла на 37%.
— Впечатляет. Но у меня к вам вопрос из другой области. На конгрессе ФИДЕ вы попали в самый настоящий Бермудский треугольник: прямо над вашей головой происходила перепалка между Ларри и Гарри — Ларри Эббином с Бермуд и Гарри Каспаровым из Москвы. Этот эпизод по ТВ видел весь мир. О чем они говорили? Кажется, дело чуть не дошло до мордобоя. Вам не было страшно?
— Разумеется, нет. Но был сильно удивлен: серьезные вроде бы люди, а ведут себя как дети. И тут поднялся Ларри и, направившись к Гарри, сделал ему втык: “Надо уважать дом, в котором ты находишься. Я три дня добирался до Ханты-Мансийска не для того, чтобы ты здесь шумел. Ты не депутат конгресса, а всего лишь гость, и веди себя подобающе, помолчи немного. Пусть конгресс наконец приступит к работе”.
Каспаров даже растерялся, опешил, а потом ответил что-то невразумительное. Этот “обмен мнениями” длился несколько минут, пока наконец он не успокоился, сел сам и усадил на места своих сподвижников. И только тогда конгресс взял нормальный темп.