МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Болеть за Россию

Под шумок всенародной борьбы с мигрантами власти сэкономят на здравоохранении

Фото: Геннадий Черкасов

Мигрантская (точнее, антимигрантская) тема настолько разбухла, что заслонила собой социальный кризис, который скоро накроет многих из нас. Я имею в виду ситуацию в здравоохранении.

Мне уже много раз довелось объяснять разным людям (в т.ч. высокопоставленным) и писать статьи о том, что в этой сфере идет медленная, но неуклонная деградация. В ответ всякие официальные лица произносили ритуальные фразы о том, что «финансирование здравоохранения, если сравнивать с началом 2000-х годов, возросло в N раз», «успешно реализован приоритетный национальный проект» и т.п.

Не отрицая блеска представляемых цифр, я хотел бы привести данные Левада-центра о том, как изменилась оценка населением России положения дел в этой сфере. Позволю себе представить эти данные в виде таблички.

Конечно, взяв лупу, можно разглядеть очень небольшие сдвиги в лучшую сторону. Или сказать, что инерция социальных процессов требует не одного года для появления ощутимых рядовым гражданам эффектов. С этим доводом я бы согласился, если бы тенденция реального увеличения финансирования здравоохранения продолжалась. К сожалению, это не так (об этом чуть ниже). А наличие 71% опрошенных, не верящих (видимо, на своем горьком опыте) в то, что они получат качественную медицинскую помощь, заставляет задуматься: туда ли и правильно ли были потрачены за последнее десятилетие триллионы государственных рублей? Не родила ли гора денег мышь эффекта?

Это, конечно, интересные вопросы, на которые у меня есть очевидные (думаю, вам тоже) ответы. Но потраченные деньги не вернешь. Нужно просто из всей этой истории извлечь уроки на будущее. И вот здесь открывается очень тревожная картина. Давайте еще раз обратимся к цифрам.

По данным министра финансов Антона Силуанова, объем финансирования здравоохранения (бюджет + обязательное медицинское страхование) будет и далее увеличиваться: в 2013 г. будет потрачено, как ожидается, 2,459 трлн руб., в 2014 г. — 2,508 трлн руб., в 2015 г. — 2,6 трлн руб., в2016 г. — 2,8 трлн руб. Но любой мало-мальски грамотный человек сопоставит этот рост с (1) инфляцией и (2) прогнозируемым самим же правительством ростом ВВП.

Результаты очевидны: рост расходов (2016 г. к 2013 г.) — 12%, а накопленная инфляция за 2014–2016 гг. (исходя из официального прогноза) будет никак не меньше 15%. И это в супероптимистическом варианте. Что касается доли расходов на здравоохранение в ВВП, то она снизится с 3,6% в 2013 г. до 3,2% в 2016 г.

Хочу напомнить, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития, куда Россия пытается вступить, доля государственных расходов на здравоохранение — 7% и выше. А если не забывать, что там ВВП в расчете на душу населения выше нашего в два и более раз, то получается, что мы финансируем эту сферу (несмотря на отмеченное выше резкое увеличение за последние 10 лет) принципиально хуже.

Но, может быть, я напрасно бью в колокола? Тогда хотел бы обратить внимание на совсем свежее заявление председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, которая, как известно, еще недавно была министром здравоохранения и социального развития. Она опасается, что с 2014 года ухудшится качество и доступность медицинских услуг. По ее мнению, особенно это почувствуют пациенты в Москве и Санкт-Петербурге. Что связано с переходом финансирования здравоохранения из федеральной казны в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования. «В настоящее время нет понимания того, как те виды помощи, которые оплачивались из федерального бюджета, будут оплачиваться за счет средств ФОМС», — заявила Голикова.  

Казалось бы, при чем тут приведенные выше цифры о фактическом снижении объемов финансирования здравоохранения? Татьяна Голикова вроде бы ведет речь о взаимоотношениях федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Но ларчик открывается очень просто.

Дело в том, что... именно Голикова в свое время инициировала переход к т.н. одноканальному финансированию здравоохранения. Средства казны должны поступать в ФОМС, который и берет на себя расходы отрасли. Соответствующим законом был предусмотрен переходный период, в течение которого система обязательного медицинского страхования берет на себя все новые и новые виды медицинской помощи. Не так давно в эту систему была передана служба «скорой помощи», а теперь наступает черед высокотехнологического здравоохранения (наиболее сложные и дорогостоящие процедуры и операции). А это — сотни миллиардов рублей.

Но при этом ФОМС начинает болеть тем же недугом, что и его старший брат — Пенсионный фонд: нехватка собственных источников доходов (страховых взносов) для покрытия своих обязательств. Напомню, что бесперебойная выплата пенсий обеспечивается только ежегодными и постоянно увеличивающимися вливаниями из федерального бюджета. В этом году они достигнут уже 1,5 трлн рублей! Недаром минфиновцы грустно шутят, что еще несколько лет — и федеральный бюджет превратится в придаток Пенсионного фонда.

А тут, благодаря поспешному и непродуманному решению о переходе к «одноканальности» финансирования здравоохранения, появляется вторая «черная дыра» — ФОМС, который грозится высасывать из казны очень приличные суммы. Но в отличие от пенсионной системы, где почти 40 миллионов пожилых людей отслеживают с точностью до дня, «капнули» ли им положенные деньги на счет, система обязательного медицинского страхования обезличена.

Интересно отметить, что расходы на медицину в расчете на душу населения отличаются между регионами в десятки раз! Это означает, что при одном и том же диагнозе житель богатого Ханты-Мансийского округа получит намного более качественное лечение, чем такой же российский гражданин, зарегистрированный в Республике Алтай. Правда, об этом мало кто догадывается. Поэтому, следуя логике Минфина, можно и ответственность за всю медицину переложить на ФОМС, но денег при этом дать по минимуму.

Но почему Голикова упомянула прежде всего Москву и Санкт-Петербург? А по очень простой причине. Многие люди в провинции фактически уже и не обращаются к государству за медицинской помощью из-за физической невозможности ее получить: участковые больницы и фельдшерско-акушерские пункты в рамках «оптимизации сети» во многих местах позакрывали. Ехать по российским дорогам за десятки, а иногда и сотни верст, чтобы встретиться с врачом, — хлопотно и накладно. Снова в ходу самолечение, знахарство и т.п. А вот жители столичных городов (а также, добавлю от себя, региональных центров) пока еще в массе своей рассчитывают на государство: ведь у них и поликлиника, и больница под боком. Поэтому урезание расходов на здравоохранение именно в этих точках (наряду с ЖКХ и пенсионным произволом) может быстро стать важнейшим пунктом повестки дня социального протеста.

Так в чем же урок на будущее из всей этой взрывоопасной истории?

Прежде всего власти надо набраться мужества и признать: ее здравоохраненческие эксперименты на людях оказались не просто пустой тратой огромных денег, но и весьма опасной затеей, которую надо срочно останавливать. Мы просто-напросто рискуем стать (и уже в значительной мере стали) тотально болеющей нацией. А это состояние, как известно каждому по личному опыту, не располагает к какой-либо трудовой, а уж тем более инновационной активности.

Затем, видимо, надо начать реальную, а не имитационную, общенациональную дискуссию о том, что делать. Знаю не понаслышке, что у российских экспертов предложения по этой части есть. Посмотрите, например, выложенную в Интернете Стратегию охраны здоровья населения России, разработанную под руководством Юрия Комарова. Есть и другие, не менее интересные и системные документы.

И только после этого государство должно принимать решения, находясь под неусыпным гражданским контролем за их реализацией.

Вот только, боюсь, не дожить многим из нас до этих светлых времен…

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах