МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Как правильно выбрать школьный Управляющий совет

И какие задачи он должен решать

Начало нового учебного года - это не только Праздник знаний, но для ряда школ и время выборов новых составов Управляющих советов. Практика показывает: серьезное отношение к этому событию приносит школе и детям, которые в ней учатся, много пользы, в то время, как там, где такие советы избирают кое-как, «для галочки», потом обычно кусают локти. Зачем придумали Управляющие советы и как провести их выборы по уму, с помощью специалистов разбирался «МК».

Фото: Геннадий Черкасов

Идея ввести в наших школах Управляющие советы сравнительно молода: в 2004 году ее впервые выдвинул один из ведущих педагогов-новаторов того времени, ныне, увы, покойный Анатолий Пинский. Ее суть - дополнение государственного управления образованием общественным, или, говоря практически, отстранение школьной администрации от единоличного принятия важнейших решений и подключение к этому процессу родителей и учащихся.

Управляющий совет обычно на треть избирается из родителей учащихся, на другую треть из сотрудников школы, а на третью — из учащихся плюс разных «полезных людей», не имеющих к школе прямого отношения, а потому включаемых в совет путем кооптации. Например, юристов, менеджеров, финансистов или представителей бизнеса из числа бывших выпускников.

Главный риск здесь - выбрать Управляющий совета «для галочки», сформировав его из людей равнодушных и совершенно не заинтересованных в реальной работе. Таким путем обычно возникают печально знаменитые «карманные» советы, вся роль которых сводится к штамповке решений, принятых директором школы и порой не соответствующих интересам большинства учащихся и их родителей.

- Управляющие советы, - рассказала «МК» директор Института развития государственно-общественного управления образования Елена Шаутина,- имеют сейчас не менее 99% российских школ. Таким образом, с количеством у нас все в порядке. А вот качество у них разное. Активно, например, работают советы Карелии, Астраханской области; в Москве очень многие компетенции переданы управляющим советам. Но, будем реалистами: есть среди Управляющих советов и «карманные».

Страдают от этого, по ее словам, в итоге все. И дело не только в потерянном на их заседаниях времени и даже не в плохом примере, который видят ребята:

- Очень важно, кто входит в состав Управляющего совета. Это должны быть хорошие советчики — юристы, финансисты, выбранные из числа родителей, либо путем кооптации нужных школе специалистов.

«Фишка» в том, чтобы в крупном образовательном комплексе, вроде тех, что сейчас в Москве, Управляющие советы занимались не мелочной текучкой, а стали органами стратегического планирования: разрабатывали стратегию комплекса и его бренд, выбрали направление развития — например, введение в школе крайне перспективного китайского языка. Или открытие дополнительного профиля образования. Или создание дополнительных образовательных услуг для родителей и вообще жителей своего микрорайона.

Управляющий совет — это не прежний родительский комитет с дежурным распределением - кто за что отвечает, и только, подчеркивает Шаутина:

- Конечно, капитан в каждом образовательном комплексе один — директор школы. Но Управляющий совет должен быть командой, которая ему помогает «рулить». Причем, сплошь и рядом совету удается то, чего один директор никогда бы не добился. Так, к примеру, в одном из московских комплексов усилиями Управляющего совета удалось поставить светофор на проезжей части возле школы, входящей в его состав. А совету сельской школы Астраханской области удалось рядом построить мост! Так что, если в Управляющий совет совет попадают неравнодушные люди, то и директор видит в его работе большие плюсы!

Что же пожелать школам, где Управляющие советы выберут уже в сентябре?

Прежде всего, как и в любом другом деле, не подходить к этой работе равнодушно, ведь выбираются люди, которые будут принимать решения, по которым будет жить вся школа! Во-вторых, помнить о большой ответственности, поскольку Управляющий совет будет принимать решения по таким основополагающим вопросам жизни школы, как образовательные программы, программы развития всего образовательной учреждения и т.п. В-третьих, обязательно постараться кооптировать в свой совет полезных школе людей — бывших выпускников, представителей вузов, юристов, экономистов.

Крайне важно, и кто возглавит Управляющий совет. В «карманных», подчеркивает Шаутина, «этот пост обычно занимают родители, удобные директору. Между тем, новым трендом в Москве сейчас стало предоставление этого поста кооптированным членам совета: директорам компаний, ректорам вузов и т. д. Наконец, очень важно, кто из школьников войдет в Управляющий совет и какую будет там играть роль. Есть советы, где учащихся не один-два, а десяток. И дела там идут отлично. Да и ребятам это очень полезно: решать не искусственные задачки, а заниматься реальными вопросами; видеть, как расходуются финансы; учиться строить коммуникативные связи. Другой новый тренд — включение в Управляющие советы всех школ представителей учредителя (в Москве это департамент образования). Это тоже очень полезно, и, прежде всего, с точки зрения установления прочной обратной связи с властями».

Удачных выборов!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах