Справка "МК"
<p>25 февраля 2010 года на Ленинском проспекте авто с мигалкой вице-президента “ЛУКОЙЛа” Анатолия Баркова столкнулось с “Ситроеном” сотрудницы Научного центра акушерства Ольгой Александриной. В аварии погибла сама водитель и ее свекровь Вера Сидельникова. Позже виновницей ДТП признали водительницу “Ситроена”. 31 марта этого же года бизнесмен Андрей Хартли ехал по Кутузовскому проспекту в сторону области в крайней левой полосе. Внезапно ему навстречу вырулил “БМВ” советника Президента РФ Владимира Шевченко. VIP-авто, поблескивая мигалкой, потребовало уступить дорогу, это возмутило Хартли. В конечном счете “БМВ” объехал авто бизнесмена.</p>— Петр, кому пришла в голову идея создать такую необычную организацию?
— Наше общество самоорганизовалось, и этому предшествовали несколько моментов — самый первый в 2006 году, когда были акции протеста против того, чтобы посадили Олега Щербинского, которого обвиняли в ДТП, унесшем жизнь губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Гособвинитель заявлял, что Щербинский не уступил дорогу спецтранспорту. Тогда москвич Алексей Дозоров, которого можно считать отцом-основателем нашего общества, приклеил к машине синее ведерко, но идея не пошла в народ. Однако постепенно мигалки стали все больше раздражать людей. Этому способствовали громкие аварии с участием VIP-транспорта и пренебрежительное отношение водителей “членовозов” к другим участникам дорожного движения. Судьбоносным стало шуточное заявление журналиста и политического обозревателя Сергея Пархоменко, который в апреле 2010 года написал в блоге: “Представляю себе тысячи и тысячи членов „Общества синих ведерок“, выезжающих поутру на работу. И несчастных, испуганных обладателей синего фонаря, крадущихся в этом потоке под хохот и гудки соседей”. После этого в Интернете появилось много сообществ, выступающих за отмену спецсигналов на автомобилях чиновников, но реально выжило только одно — ru-vederko. livejournal.com.
— А сколько всего у вас координаторов?
— В обществе восемь человек. Самый последний координатор — Данила Линдэле — пришел к нам четыре месяца назад. Что касается меня, я влился в него после одной неприятной истории. Как-то вечером пошел за пивом, и, когда возвращался из магазина, меня ударила боковым зеркалом по руке мигалка, несущаяся по встречке на красный светофор. Водитель, естественно, уехал. Но больше всего меня поразила реакция другого водителя — свидетеля ДТП. Тот сделал вид, что ничего не видел, настолько он перепугался! Любопытно, что в самый первый день моего участия в сообществе меня задержал ОМОН. А когда нас везли в автобусе, командир отряда подбодрил: “Парни, вы все правильно делаете, но тут все прогнило, и у вас ничего не получится”.
— Как же вы получаете информацию о ДТП с участием VIP-машины?
— Простые люди нам звонят и присылают фото. Так, об аварии на Ленинском проспекте 3 июня, когда водитель губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева сбил пешехода на “зебре”, мы узнали через 20 минут. Кто-то проезжал мимо и сообщил нам по телефону — все наши номера есть на сайте.
— И что вы дальше делаете? Сами выезжаете на место или, может, кого посылаете?
— Нет. Выезжать совершенно бесполезно — приедешь уже к концу разбора. Люди сами фиксируют аварию на камеры, а после выкладывают в сообществе. Иногда мы навещаем пострадавших в больнице — так было с уроженцем Киргизии Максадбеком Шабыралиевым, сбитым водителем этой губернаторской мигалки. Мужчина сейчас лечится в 7-й горбольнице, у него тяжелые травмы — перелом черепа, ушиб головного мозга. Но врачи перевели его в обычную палату. Как так может быть?! Постараемся помочь ему. К слову, каждый из наших координаторов — специалист в той или иной сфере. Вот, например, Леша Дозоров — юрист. С водителем “Хендая”, которого 1 июня 2011 года задел автомобиль президента Бурятии Вячеслава Наговицина на МКАД, он пойдет на разбор в ГАИ. Гаишники заставляли, чтобы он признал себя виновным, прессовали его на посту: “Ты посмотри только, на кого ты наехал! “Но есть фотографии, на которых видно, что именно „мигалка“ врезалась в его авто.
— Так, а как к вам относятся водители VIP-авто и их высокопоставленные пассажиры?
— Шоферы “мигалок”, которые ездят аккуратно, нормально. А вот те, которые привыкли лихачить, нас не любят. Средний палец показывают, когда видят, что рядом едет машина с пластиковым ведерком. К слову, машины участников нашего сообщества и просто неравнодушных москвичей можно отличить по этому бытовому аксессуару. С ведерком мы и на работу, и на отдых! Вообще, в городе сейчас постоянно ездит с ведерком на крыше около 50 таких авто. Чиновники тоже относятся по-разному, некоторые с интересом читают про себя в новостях, и даже отвечают на критику в свой адрес. Взять вот главу “Роснано” Анатолия Чубайса, к примеру. 31 мая его машина на Минском шоссе пыталась объехать пробку, используя спецсигналы и машину сопровождения. Один из блогеров некоторое время не пропускал кортеж, снимая происходящее на камеру. Так Чубайс потом в своем блоге извинился перед водителями, что своим проездом причиняет неудобство. Это, несомненно, позитивная реакция.
А на днях председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер ехал по встречной полосе. Его служебную машину с номером А593 МР засняли блогеры.
— Гаишники, наверно, вас ненавидят?
— Нет, они в массе своей воспринимают нас положительно. Потому что они — самые пострадавшие в этой истории. Их заставляют вставать на сторону чиновников. Людям, которые в форме гаишников стоят на трассах, каждый день плюют в лицо — показывают ксивы, корочки, и в результате они ничего не могут сделать. Взять недавний случай с машиной губернатора Мурманской области, которая сбила гаишника на разделительной полосе Нового Арбата. Чиновник даже не поинтересовался его здоровьем! А тем временем коллеги пострадавшего из 2-го спецполка скидывались на его лечение. А комичность этой ситуации в том, что этот сотрудник полиции в течение 15 лет обеспечивал проезд спецтранспорта. То есть был на их стороне, а его сбили и не помогли.
— Кто еще из известных людей — злостный нарушитель ПДД — попал в поле вашего зрения?
— Солист группы Hi-Fi Митя Фомин осенью ехал в милицейской машине в аэропорт. Практически все депутаты “Единой России” спокойно ездят по встречке, разделительной, и никто их не штрафует. Жириновский на “Майбахе” ездит, а вперед пропускает свою служебную машину с мигалкой. Это неправильно. Одно из первых лиц города постоянно ездит на работу и по своим делам по разделительной полосе. Любопытно, что ему поручено бороться с пробками. Скажите, как вот он это будет делать, если не знает, что такое стоять в мертвой пробке несколько часов? Московским властям надо брать пример с губернатора Пермской области Олега Чиркунова. Было дело, когда он попал в пробку, водитель хотел выехать на встречку, но он ему запретил. Простоял час, оказалось, что пробка была из-за того, что гаишникам было лень регулировать движение на том участке. Через два дня проблему решили. А если бы Чиркунов поехал по встречке, то никогда не узнал бы о ней.
— Часто такое бывает, что в машине с мигалкой возят жен чиновника, его друзей. А есть ли самые необычные пассажиры?
— Это, несомненно, собака, которую с мигалкой и крякалкой везли на машине управляющего делами президента Владимира Кожина. Крупное животное расположилось на заднем сиденье, а водитель, который ехал рядом, его снял на камеру. Сквозь тонированные стекла четко проглядывался силуэт собаки. Прямо какая-то собака-шпион, спешащая на неотложное задание. Еще стройматериалы перевозили на машине с номером A627 МР, закрепленной за Государственной фельдъегерской службой. Там житель дома 10 по улице Архитектора Власова сделал со своего балкона этот снимок. Видно, как из багажника этой машины перетаскивают банки с красками, шпаклевку и другие строительные надобности. Недавно засветилась жена Андрея Цыбулина — чиновника Администрации Президента РФ. На служебной машине мужа она ездила за покупками в магазин. Другие провожают детей в школы и сады с мигалками. В общем, решают бытовые задачи с помощью спецавтомобилей.
— Часто просят снять с сайта информацию?
— Да, многие звонят с такими просьбами. Но мы на это не идем. Страна должна знать своих “героев”. Так, как-то звонил молодой человек, который в январе этого года разъезжал по Москве на джипе с мигалкой и представлялся сыном замминистра МВД Михаила Суходольского. Позже выяснилось, что никакого отношения к отпрыску генерала он не имеет. Этот лихач был сыном крупного предпринимателя Андрея Дмитрюка и ездил по поддельному удостоверению. Так вот, мы ему сказали, что вся информация уже разошлась в Сети. Кстати, телефонных угроз в наш адрес не поступало, единственно, мою машину несколько раз подрезали, судя по всему, какие-то бандиты и кричали мне: “Ты ведь доиграешься! “
— Откуда у вас полный список машин с номером АМР?
— Он утек из чиновничьих кабинетов. Кто-то сфотографировал и выложил в Сеть, а сейчас мы его дополняем. И такие любопытные подробности выясняются. В частности, А309 МР числится за МВД РФ, а ездит на ней почему-то жена Кадырова. Судачат, что номер АМР можно купить, и стоит это 600 тысяч долларов в год. Но сейчас покупать их довольно рискованно — ведь наше общество есть, да и простые автомобилисты снимают их на камеры.
— Кто финансирует ваш сайт и задумки?
— Никто. Наше общество официально не зарегистрировано, у нас нет офиса. А координаторы занимаются им в свободное от основной работы время. Леша Дозоров, как я говорил, юрист, Данила — официант, Дима Зворыкин — компьютерщик. А я временно безработный и уделяю все свое время. Естественно, никаких денег за это я не получаю. Более того, иногда вкладываю свои. Вообще, координатором может стать любой человек. Важно, чтобы ты был полезен сообществу.
— А почему вы не хотите по примеру Навального собирать деньги с людей, которые неравнодушны к этой проблема? Ведь тогда у вас было бы больше возможностей.
— Навальный несколько лет занимался расследованиями в области распилов, откатов, и стало понятно, не только Навальному, но и его читателям, что надо двигаться дальше. То есть нанимать юристов со знанием специфических законов, писать запросы в разные органы, их отслеживать. Наша аудитория пока к этому не готова. Вполне вероятно, что когда-нибудь мы придем к такой же системе, как у Навального.
— Тем не менее деньги на рекламный плакат “Мигалки — позор России” вы все же собираете. Что это будет за акция?
— Мы объявили целый конкурс среди блогеров, которые голосуют за лучшие варианты. Кто-то предлагает надпись “Мигалки — позор России! “, другие выбирают „Мигалки — пожарным, „скорым“, полиции, а чиновники ездят пусть с постными лицами“. Пока в лидерах плакат, который называется „Теория модернизации“. Там изображен путь эволюции от обезьяны до человека, а венец эволюции — человек в машине с мигалкой. Чтобы повесить плакат над трассой, нужно 100 тысяч рублей, пока у нас есть половина суммы.