У каждого — свои привязанности…
Требование инспектора ДПС Хасанова передать ему документы для проверки Евгений выполнил незамедлительно: он потянул за привязанную к сиденью металлическую цепочку, словно тащил из воды невод, и предъявил полицейскому второй ее конец. Нам нем, как рыбешка на крючке, болтались насмерть схваченные металлическим зажимом водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, талон техосмотра и даже полис ОСАГО.
Хасанов вытаращил глаза:
— Это что?
— Документы, товарищ инспектор, — пояснил Евгений. — Вы же просили…
Хасанов судорожно схватил двумя руками металлическую конструкцию, попытался отойти от автомобиля Евгения и присесть в свой служебный автомобиль, но не смог: цепочка не позволяла.
Словно привязанная к палке деревенская коза, инспектор ДПС товарищ Хасанов совершил пару телодвижений вокруг автомобиля Евгения — ровно настолько, насколько позволяла длина цепочки. И, сообразив, что далеко ему не уйти, нервно вытер со лба пот:
— Ты это… Отдай документы.
Женя Макушкин принялся разъяснять товарищу Хасанову, что именно так он и поступил: документы для проверки передал, препятствовать инспектору ДПС в деле их изучения не намерен. Мол, исследовать бумажки можно и “не отходя от кассы”!
Будучи привязанным, инспектор ДПС почувствовал себя униженным и оскорбленным, а потому сорвался с цепи, скрутил Евгения и доставил его в полицейский околоток. Там на Макушкина и состряпали дело — о невыполнении законного требования товарища Хасанова.
А спустя неделю Женю, как отпетого преступника, притащили в суд.
И замаячило перед ним неслабое наказание за его злодеяние — до пятнадцати суток административного ареста…
Скованные одной цепью…
Судебное заседание, говорят, запросто могло лечь в основу какого-нибудь сатирического спектакля для местного театра:
— Вам водитель Макушкин передавал документы? — полюбопытствовал мировой судья судебного участка № 6 по Кировскому району Уфы товарищ Салишева у инспектора ДПС.
— Никак нет, ваша честь, — не моргнув правым глазом, Хасанов покосился на Макушкина левым. — Не передавал!
— А что ж тогда вы держали в руках?
— Документы держал, ваша честь!
— Хм… — судья Салишева впала в глубокое раздумье. — А как же вы могли держать документы Макушкина, если он вам их не передавал?
— Не могу знать, ваша честь! Водитель Макушкин не выполнил законное требование сотрудника полиции, и всё тут!
Выпроводив из зала с пристрастием допрошенного сотрудника полиции, судья Салишева установила: Правила дорожного движения обязывают всякого гражданина, управляющего транспортным средством, передавать сотрудникам милиции по их требованию коллекцию шоферских документов. Выполнил Макушкин требование сотрудника полиции? Разумеется!
А может быть, правила дорожного движения возлагают на водителя обязанность передавать документы в таком виде, в котором сотруднику полиции было удобно положить их в карман и проследовать, например, в полицейский околоток? Нет, не возлагают.
Так, может быть, у привязанного инспектора ДПС товарища Хасанова не было возможности изучить документы Евгения? Отчего ж не было? Была возможность — установил суд.
Так за что ж наказывать-то?!
А не за что…
А потому, исследовав материалы дела, опросив две противоборствующие стороны, мировой судья товарищ Салишева вынесла свой вердикт: поскольку водитель Макушкин предъявил инспектору Хасанову документы в таком железном зажиме, который позволяет беспрепятственно ознакомиться с их содержимым, Евгений законное требование сотрудника полиции выполнил. Стало быть, в действиях Макушкина нет состава правонарушения, предусмотренного статьей 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влекущего наказание вплоть до ареста за невыполнение законного требования.
И дело в отношении Макушкина, к явному разочарованию инспектора Хасанова, мировой судья прекратил.
Уши у Макушкина — где надо!
“Ну и придумал себе мороку Женя Макушкин”, — скажет иной.
А вот и нет! Наоборот — он от мороки себя… избавил. А с таким постановлением суда — избавил, похоже, навсегда!
Ну и в самом деле: как поступить бедному водителю, когда инспектор ДПС отбирает документы, приказывает “следуйте на машине за мной! “и по дороге теряется? Далеко ли без охранных грамот уедешь?
А как спасать свою машину, если изобретательный инспектор ДПС прячет в карман, скажем, доверенность и, хитро щурясь, заявляет: мол, не было доверенности и потому штрафстоянки не избежать?
А что делать, если после обыкновенной проверки некоторые особо впечатлительные граждане трясущимися руками кладут документы мимо кармана?
А делать, оказывается, можно так, как делает товарищ Макушкин.
Ведь цепочка — как пуповина: пока не отрежешь, ваше “детище” при вас…