МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Немцы победили ЭГО

Художники разобрали венецианских “Золотых львов”

Все главные проекты 54-й Венецианской биеннале сконцентрированы в Арсенале, бывшей судостроительной верфи, превращенной в гигантское выставочное пространство. Какая страна представила лучший проект и какой художник проявил себя лучше остальных, международное жюри определило в день официального открытия главного мирового арт-форума.

Ученые выяснили, что Венеция каждый год опускается на два сантиметра в воду. Думается, что основная нагрузка на город приходится во время Венецианской биеннале, которая проходит раз в два года уже больше ста лет. На этот раз нагрузка запредельная: в главном мировом арт-форуме участвует 89 стран.

Когда традиционно вручают награды биеннале “Золотых львов”, в садах Джардини собираются сотни людей. Кто их получит, решает жюри во главе с египетским художником и музыкантом Хасантом Ханом. В составе судей китайский куратор Керол Юн Гуа Лу, специалист по искусству модерна итальянка Литиция Рогагла, писатель и арт-критик Кристин Масель и режиссер, актер и коллекционер Джон Вотерс из США. На больших экранах транслируется церемония награждения. Никакого пафоса. Первым делом — за вклад в искусство: австрийскому художнику Франц Вест и американке, проживающей во Франции, Эллен Стюртевант. Затем лучшему молодому художнику (до 40 лет) дают специальную награду “Серебряного льва”. Им становится 34-летний лондонский художник Харун Мерза. Он отличился светозвуковой инсталляцией. Под конец — самое интересное: лучшим художником признается американец Кристиан Марклей. “Золотого льва” он получает за видеопроект “Часы”, который, кстати, знаком и москвичам. Он демонстрировался в арт-центре “Гараж”. Около “Часов” Марклея можно смело провести сутки. Суть в том, что каждую минуту на экране возникает эпизод из известного фильма, который неизменно завершается кадром с часами. Причем время на экране, где транслируются киноэпизоды, совпадает с реальным. И так 24 часа.

Но все же главная интрига — павильон какой страны станет лидером? Объективно говоря, у России нет шансов: проект Монастырского слишком концептуален даже для подкованной европейской публики. Чтобы его оценить, нужно прочитать все десять томов, где участники группы “Коллективные действия” рассказывают о загородных акциях 70–80-х годов.

Самыми популярными павильонами стали британский, американский и швейцарский. Так, американцы около своего павильона установили перевернутый танк. По нему, как по беговой дорожке, каждый час бегает спортсмен. А внутри на скульптуре в виде авиакресел бизнес-класса выполняет гимнастические упражнения спортсменка Челси Мемель. Так они высказывают свои антивоенные настроения…

Однако жюри больше поразил другой проект — немецкий. Да-да, “Золотой лев” уезжает в Германию. Но автор инсталляции Кристоф Шлингензиф уже не может порадоваться победе. Он умер летом прошлого года от рака легких. Перед смертью он начал готовить свой проникновенный проект-исповедь, в котором отразилось все раскаяние Германии за ужасы фашизма. Немецкий павильон действительно производит неизгладимое впечатление. Оно начинается уже с названия: вместо “Германия” на нем написано “EGO”. Внутри павильон превращен в храм. Красная дорожка ведет к алтарю, который венчает гигантский экран. На нем транслируется вперемежку шесть фильмов, снятых Кристофом начиная с 80-х годов. На видео мелькают кадры, показывающие мальчишек, играющих в войну. Они не только изображают солдат, но и играючи умирают, будто во время расстрела. Тут же картинка сменяется: на нас смотрит полностью забинтованный мужчина. Из-под бинтов виднеется искореженная плоть… Сакраментальный вопрос, который задает этой инсталляцией Шлингензиф: “Почему немцев интересует помощь Африке, хотя мы не можем помочь себе? …” Искать на него ответ зрители могут вечность. Или до конца биеннале, до 27 ноября.

Венеция

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах