— В чем феномен этой “популярной” идеи?
— Только в том, что в мире очень много неграмотных, не читающих людей, которые не способны анализировать получаемую из СМИ информацию. Да и распространяют ее люди темные, опирающиеся в своих суждениях на недоказанные околонаучные выводы типа расшифровки календаря народов майя, нумерологию…
— А сами они верят в то, что говорят?
— Скорее всего верят. Ведь для них, людей с пошатнувшейся психикой, идея конца света становится навязчивой. Это бывает при легких формах шизофрении. Но тревожная мнительность свойственна и здоровым людям, когда на них сваливается слишком много горя, стрессовых состояний. Психологическая защита у них пробивается, и они волей-неволей настраиваются на негатив, мозг начинает выдвигать бредовые идеи о вселенском заговоре или о Судном дне. В нем сознание ищет защиты, прекращения реальных страданий.
— Но почему к таким людям прислушиваются тысячи, когда они говорят об Апокалипсисе? Ведь отличить шизофренический бред от правды легко.
— Да потому, что эта мистификация находит отголосок в каждом из нас. Спросите сами себя: “Хочу я абсолютно тихой, безмятежной жизни? “Нет? Правильно. А знаете почему? Потому что мы все время от времени… хотим пугаться, встряхиваться. Этот атавизм появился у нас с доисторических времен, когда наших предков, образно говоря, кусали за пятки динозавры. Кроме неприятных ощущений и последствий, иногда трагических, ситуации, связанные с риском для жизни, дарили выжившим выброс дополнительной дозы адреналина. Так в нашем мозге зародилась зона страха, которая периодически щекочет наши нервы, заставляя учащенно биться сердце и покрываться потом.
— Получается, муссирование темы конца света сродни катанию на головокружительных аттракционах?
— Да, все это имеет одну и ту же природу.
— Но ведь аттракционы — это реальные действия, а весть о конце света — это только слова, к тому же никогда не подтверждавшиеся.
— И все же они способствуют выделению адреналина. Они создают так называемый ферментативный хаос в мозге, который действует на человека опьяняюще, как наркотик.
— Недавно в Москве закрашивали рекламные баннеры о приближении конца света, оплаченные тем самым Робертом Фицпатриком. Как могли разрешить такое наши власти? Неужели они не понимают, что этот факт вызывает дополнительную панику среди людей?
— Конечно, Комитету по рекламе не следовало разрешать подобную “рекламу”. Но не исключено, что есть люди, которые видят в таких предсказаниях и прагматический смысл. Торговцы могут получить неплохую прибыль, внушив людям: “Пей, гуляй, наслаждайся жизнью по полной, ведь осталась последняя неделя жизни на Земле! “Политики могут делать ставку на страх и ужас населения, чтобы отвлечь их от реальных экономических проблем.