— Я сама помню эту революцию, — говорит директор Пушкинского музея Ирина Антонова. — Диор работал всего 10 лет — до 57-го года, но, кажется, совершил невозможное.
Пушкинский музей преобразился: потолок стал зеркальным, а лестница — величественно черно-белой. Она ведет зрителей в храм искусства от-кутюр. В круглых витринах, поднятых на полметра над полом, платья от Диор смотрятся как истинные произведения искусства. Вот вишневое вечернее платье с облегающим карако, воротником “жираф” и юбкой линии “S” двустороннего атласа. Этот грациозный наряд соседствует с литографией Анри де Тулуз-Лотрека, на которой изображена дама в столь же изящном платье, только черном. Рядом полупрозрачное серое платье из тюля, дополненное воздушной шляпкой и множеством жемчуга. Такой же легкий, но более простой наряд написал Джованни Болдини, изображая в конце XIX века мадам Шарль Макс. А позже все тот же Тулуз-Лотрек пишет еще одну воздушную даму, напоминающую наряды Диор. Так модельер воплощает в моде “прекрасную эпоху” Лотрека и его любимых моделей — танцовщиц кабаре. Выставку дополняют произведения живописи, графики, фотографии и инсталляции из собраний Лувра, Орсэ, национального музея Версаля, из богатых собраний Европы и Америки. Вот, например, картина Густава Климта “Яблоки”. Нежные зеленые тона Кристиан Диор воспроизводит в вечерних нарядах, которые представлены рядом с картиной. Интерес модельера к живописи неудивителен, ведь еще в молодости, в 23-летнем возрасте, он открыл собственную галерею. Будущий модельер выставлял шедевры Пикассо, Клее, Джакометти. Эстетика из прогрессивного искусства воплотилась в высокой моде от-кутюр. Неудивительно, что эти наряды носили самые изысканные женщины ХХ века — настоящие иконы стиля: Марлен Дитрих, герцогиня Виндзорская, Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор… Высокая мода под стать высокому искусству — в отдельном зале, к которому ведет красная дорожка. А наряды выставлены на фоне блистающего звездного неба. Как же появлялись эти шедевры? Это можно увидеть в отдельном зале, где показаны белоснежные макеты будущих платьев и костюмов. Они возвышаются над головами зрителей на специальных многоярусных полках. А на один из манекенов проецируется видео, показывающее весь процесс создания платьев. Руки мастера легко управляются с иголкой, рождая на наших глазах изысканные шедевры из тонкой ткани и бисера. Тонкую талию Диор заимствует в обнаженной натуре с полотен Сезанна и Модильяни. Но не только западными художниками вдохновлялся модельер, но и русскими. Им посвящен отдельный зал. Так, пышная “Крестьянка в зеленом фартуке” Абрама Архипова ложится в основу коллекции пестрых шуб и манто, выполненных в ярких, кричащих красках. А одна из моделей отчетливо напоминает Казимира Малевича с его четкими геометрическими рисунками.
Вместе с той первой коллекцией одежды от-кутюр 47-го года модельер представил и духи от-кутюр. Он отдавал предпочтение парфюму высокой концентрации. Это были первые духи от-кутюр. На выставке их изысканность иллюстрирует видеоинсталляция Ольги Киселевой “Парфюмерный орган”. Стеклянные сосуды подвешены в отдельном зале на разной высоте от пола. А на прозрачную белую ткань вокруг стекла проецируются образы знаменитых кинодив, одевавшихся у Кристиана Диора.
Эта выставка — пожалуй, самый беспрецедентный проект Пушкинского музея, наполненный шедеврами живописи, Высокой моды и сложным техническим антуражем.