Справка "МК"
<p>Первый памятник Ленину заложили еще при жизни вождя, а открыли сразу после смерти, 22 января 1924 года, в Ногинске. Тогда же быстро организовали комиссию ЦИК по увековечиванию памяти Ленина, которая быстро приняла решение бальзамировать тело Владимира Ильича. А 31 мая в здании бывшей Мосгордумы открылся Музей Ленина, который надолго стал местом паломничества советских людей. Хоть и не по их собственной воле.</p>После развала Союза музей долго не могли поделить между собой федеральные и московские власти. Здание, которое в 1892 году построил архитектор Дмитрий Чичагов, с 1993 года было закрыто. В итоге его все-таки передали Историческому музею, который тут же перенес туда свои фонды. Окончательно заполучив помещения в свое распоряжение, Исторический музей задумал именно с этого памятника архитектуры начать свой суперпроект полномасштабной реставрации комплекса — музейный квартал.
Директор музея Алексей Левыкин: “Еще прежним руководством было принято решение организовать на втором этаже фондовое хранение, а на первом создать большой выставочный комплекс на 1000 кв. метров. А двусветный зал, где когда-то размещался кинозал и крутили фильм “Живой Ленин”, превратится в парадный зал, где будут проходить конференции. Долгожданные работы идут полным ходом, музей работает и сейчас, но в обновленном виде предстанет перед москвичами в 2012 году. А пока работает один зал, где проводятся временные выставки. Сейчас там можно увидеть рисунки сюрреалистов. Но никак не самого вождя. Все, что связано с Лениным, хранится в фондах, в соседнем здании, где когда-то располагался Монетный двор”.
В каком состоянии наследие Ленина? Востребованы ли многочисленные образы вождя? “МК” решил это проверить на месте.
“Я люблю женщин, а Ленин — мой долг”
Эдуард Задирака — бессменный хранитель образов Ленина аж с 1966 года. В центральный музей вождя он пришел еще раньше — начинал как младший научный сотрудник. Клетчатая рубашка и пиджак, благородная седина, мальчишеский, веселый взгляд — таков хранитель на вид. Он сразу предупреждает: “Только не спрашивайте, за что я люблю Ленина! Я люблю женщин. А сохранение фонда Музея Ленина — мой профессиональный долг”.
Пара коридоров совкового типа с красными дорожками на полу — и мы у цели. Фонд Центрального музея Ленина, насчитывающий 150 тысяч экспонатов, за двумя железными дверями. Три ключа — и мы в вытянутом помещении, набитом картинами. Некоторые из них просто стоят прислоненные к стенам, но большая часть компактно помещается в современной системе хранения, в сетчатых рамах для хранения живописи и графики. Один поворот рычага — и железные конструкции раздвигаются, образуя узкий проход между живописными образами вождя.
— До 1993 года большая часть вещей находилась в экспозиции — 500 картин, — комментирует хранитель. — Личные вещи Ленина в специальных железных шкафах — его пальто, пиджак, кепки. Там же вещи Крупской и Сталина. А крупногабаритные скульптуры из экспозиции музея хранятся в “Горках Ленинских”, в разобранном виде, их там штук сто. Пожалуй, самая масштабная вещь в хранилище — картина “Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна” кисти Исаака Бродского — одного из главных создателей живописной ленинианы. Фигура Ленина написана на втором плане, но на нее устремлены взгляды делегатов, она собирает, фокусирует эти взгляды. На этом полотне около 300 делегатов, фигура Ленина написана на втором плане. Но именно она композиционный центр холста, все взгляды прикованы к ней. Внешность Ульянова Бродский успел изучить, потому что в 1920 и 1921 годах писал его за работой. Позировать Ленин не согласился. Но если зарисовки делегатов и самого Ленина дались Бродскому с трудом (приходилось рисовать на ходу: в театре, в номере гостиницы, в столовой за едой, в очереди у киоска, вспоминал художник), то монументальный холст он писал с удобствами. Ему выделили мастерскую прямо в Смольном! Кстати, многие позже оставили свои автографы на собственных портретах.
— Первый раз, кстати, мы вывозили эту работу за рубеж во Франкфурт-на-Майне в начале 2000-х, — говорит Эдуард Данилович. — Вообще наследие Ленина никогда не ездило по миру так, как сейчас. Раньше-то оно было в постоянной экспозиции. Теперь в фондах, но мертвым грузом не лежит. Нью-Йорк, Лондон, Париж — разные музеи мира запрашивают картины на выставки.
Парижский романтик
Как должен выглядеть вождь пролетариата — сразу после его смерти стала определять партия. А вернее, специальная организация — комиссия ЦИК по увековечиванию памяти Ленина. В нее входили люди, хорошо знавшие Владимира Ильича: Ф.Э.Дзержинский (председатель), А.С.Енукидзе, Н.Семашко, Л.Красин и другие высокопоставленные партийцы. К чему привела в итоге монополия на образ вождя? К десяткам тысяч однотипных изображений Ленина, мало имеющих отношения к настоящему искусству. В 30-х Ленин еще выглядит на картинах живым человеком. Но со временем образ все дальше отличается от действительности: соцреалисты вольно изображают внешность и даже фигуру Владимира Ильича (то делая из него дистрофика с большой головой, то мускулистого героя). Главное ведь — идеологически правильно показать вождя: мыслителем, волнующимся за народные судьбы, другом детей или рабочих… Все это штампы. Но в фонде музея есть несколько портретов, запечатлевших Ленина при жизни. Самый ранний такой портрет сделан еще до революции, в 1910—1912 годах, в Париже.
— Когда Ленин жил в Париже, он заходил на Монмартр, читал газеты, кофе пил, как было принято. Там он и познакомился с французским художником Эмилем Бернаром, другом Поля Гогена. Бернару понравился интеллигент Ленин, и он решил его написать, еще не подозревая, кем станет его герой, — рассказывает Задирака.
На этой картине Ленина не узнать: романтичный, устремленный вдаль взгляд, тонкие черты лица. Настоящий интеллигент! Советская власть рассматривала возможность покупки картины, но денег на это так и не выделили. В итоге портрет выкупил у французского коллекционера шведский промышленник Аксель Юнсон, отец которого поставлял тогда в Страну Советов паровозы.
— Он даже попросил провести экспертизу — на каждую картину хотел бы иметь такое толстое дело! — вспоминает хранитель, ведь дело было, когда он уже работал в музее. — Куплена она была в 70-х годах. Я как-то специально привел посмотреть на портрет племянницу Ленина, Ольгу Дмитриевну Ульянову, и обнаружил реальное сходство между ними! Она всю жизнь преподавала в МГУ и скончалась недавно, в марте этого года.
Ильич человечный
Еще один “живой портрет” Ленина написал художник Иван Пархоменко. Опустошенные, измученные глаза, морщины, сеткой покрывшие лицо, — таков Ульянов в 20-е.
— Сохранились детальные зарисовки Пархоменко: как на Ленине сидел пиджак, как он закладывал пальцы рук за жилетку, какой у него залом на обуви, — объясняет Задирака. — Этот портрет я забрал в советское время из Кремля. Он висел в кабинете одного чиновника. Сохранилась родная дубовая рама. Человечный, скажете? Да, разница со штампованными ликами вождя пролетариата громадная. Бродский уже работает на идеологический имидж Ленина, а Пархоменко — нет.
Совсем художники уходят от реальности и ставят “производство Лениных” на поток после войны. Здесь процветает безудержный и безумный монументализм. Его апофеоз — 42-метровое полотно Александра Тихомирова, в 70-х размещавшееся на фасаде Министерства иностранных дел. А ведь были планы поставить в столице гигантское здание в форме головы Ульянова. Обошлось, к счастью. Вряд ли сам Ленин, умный и начитанный человек, одобрил бы такое безграничное культивирование.
* * *
Все это не значит, что художники превратились в ремесленников, подмастерьев партии. Отвращение к идеологическому искусству породило новое направление в 70-х — соц-арт, насмешливое и критическое по отношению к официальному арт-курсу. Чем могли ответить авторы, которые не хотели прогибаться под систему, — только смехом. Испечь торт в виде мумии Ильича, как сделал Юрий Шабельников. Или заставить мини-памятник Ленина шагать вместе с Джакометти, самым прогрессивным скульптором века, — это уже работа Леонида Сокова. Таких вещей не могло быть в Музее Ленина, потому что они просто не могли пройти комиссию ЦИК. За такое искусство могли и посадить. Или лишить гражданства. Но на сегодняшний день соц-арт уже история, и весьма ценная с рыночной точки зрения. Произведения показывают в галереях современного искусства уже как часть истории искусства.