Возлюбленная олигарха Романа Абрамовича Дарья Жукова с помпой открывала в 2008 году арт-центр “Гараж”. Теперь ей предстоит спасти павильон в виде шестиугольника, который для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки построил архитектор Иван Жолтовский. Этот павильон “Машиностроение” больше сорока лет пустует, и здание требует серьезной реставрации. Когда она начнется?
— Павильон многократно перестраивался, изначальный облик 1923 года уже уничтожен почти полностью. Хочется максимально восстановить именно оригинальные идеи архитектора и провести приспособление здания под нужды проведения выставок международного уровня, — рассказывает “МК” директор “Гаража” Антон Белов.
— Каковы причины переезда?
— Переезд связан с окончанием срока аренды нынешнего помещения.
Но причина неожиданного переезда не только в этом. Новый директор парка Горького близок к Роману Абрамовичу, который финансирует Центр современного искусства. По размеру “шестиугольник” ничем не уступает Бахметьевскому гаражу. Он даже удобнее: в нем шесть отдельных залов, где можно показывать разные проекты. “Гараж” уже запомнился не только крупными и сенсационными выставками (ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых, Марка Ротко, например), но и длинными очередями. Возможно, переезд разгрузит поток зрителей. Ведь у павильона Жолтовского шесть входов. Но нормально ли, что культурный центр будет соседствовать с аттракционами, индустрией развлечений?
— ЦСИ “Гараж” был, есть и будет самой толерантной и открытой для всех институцией, — отвечает Белов. — Мы не можем отвечать за весь парк и его развитие, но мы можем отвечать за свою часть. Мы знаем, что там, где будет “Гараж”, будет интересно, хорошо и по-настоящему культурно.
Новый “Гараж” расположится напротив ЦДХ и филиала Третьяковской галереи на Крымском Валу. “Концентрация арт-центров в одном месте позволит сделать некий культурный кластер. Они могут координировать свою программу, делать открытия в один день, это удобно”, — считает комиссар Московской биеннале, директор Института проблем современного искусства Иосиф Б акштейн. А пока не случилось этого эпохального переезда, “Гараж” не собирается сворачивать выставочную деятельность.
— Мы работаем по нарастающей, — говорит Белов. — У нас много проектов в работе. И переезд совсем не означает, что мы перестанем работать над новыми проектами. У нас еще будут значительные проекты в этом пространстве. Самый значительный, пожалуй, это ретроспектива Марины Абрамович.