— Нужно сломать миф о культурной пустоте окраин, — говорит идеолог и куратор проекта “Спальный район. Открытый урок”. Марина Звягинцева каждый день испытывает на себе все плюсы и минусы проживания в спальном районе — сама из Жулебина. И там начинался этот проект. Первый эксперимент внедрения public art в учебный процесс она поставила в люберецкой школе №45. Выставка, которая длилась несколько дней, прошла на ура и так понравилась Юрию Самодурову, что он предложил повторить эксперимент в школе Ямбурга и стал сокуратором проекта. Образовательный центр с адаптивной моделью обучения (смысл ее в том, чтобы не ученик привыкал к школе, а школа подстраивалась к особенностям и интересам ребенка) и внешне отличается от обычных школ. На стенах — карикатуры на учителей и картины учеников в традиционной технике, а одна из рекреаций стилизована под Арбат.
На удивление успешный итог поразил всех. И вызвал жаркие споры у учеников. Особенно работа Аннушка Броше “Пантеон школьных героев”, где автор выстраивает абсурдистские, в духе анекдотов Хармса, отношения между писателями. Пушкину она пририсовала усы, Ломоносову закрасила щеки, а Маяковского наградила следом от губной помады на щеке… А вот проект Маши Ив (Ивановой) из группы “Пульсарт” пришелся по вкусу учителю истории. Теперь за парту, обклеенную старинными советскими портретами школьников, она собирается сажать лучших учеников. Здесь же, в кабинете истории, — раритетный коллаж художника Эдуарда Гороховского, скончавшегося шесть лет назад. В восторг привели учеников объекты Леонида Тишкова: железный снеговик-неваляшка, идеально вписавшийся в “арбатскую” рекреацию школы, и “Ведра, полные света” со встроенными лайт-боксами, волей-неволей заставляющие немного медитировать. И школьники почувствовали и даже сами стали художниками. Например, на лестничной клетке — совместный проект Марины Звягинцевой с учениками Павлом Пухно и Василием Кармазиным. Они “написали” на решетках слово “зачем”, которое сейчас часто можно увидеть на уличных заборах...