— Олег Валентинович, в январе Минтранс должен представить федеральному правительству программу развития московского транспортного узла. Основные ее направления уже известны?
— Их три: расширение дорог в узких местах, развитие общественного транспорта (он должен стать привлекательным) и создание интеллектуальной транспортной системы. Исследования зарубежных специалистов показывают: если строить дорогу, не оборудуя ее умными светофорами и информационными табло, пропускная способность будет ниже на 25—30%. У нас, к сожалению, даже современные дороги не имеют интеллектуального оборудования.
— Самый быстрый способ сделать привлекательным общественный транспорт — установить бесплатный проезд. Рассматриваете ли вы такую идею?
— Пока она из разряда фантастических. Действительно, мы на совещаниях с лучшими отечественными и зарубежными специалистами рассматривали разные предложения, в том числе и по бесплатному проезду. Сейчас такой возможности нет. Гораздо перспективнее предложение разнести по времени работу служащих. Например, муниципальные чиновники и соцработники, непосредственно обслуживающие население, начинают рабочий день с 8.00, а федеральные могли бы приезжать на службу к 10.00. Как решать вопрос с бизнесменами, мы еще не придумали. Скорее всего предложим определиться самим предприятиям, во сколько им начинать работу: может, в 9.25, а может, в 9.45. Нужно учитывать дорожную ситуацию в каждом конкретном районе.
— За рубежом становится модной работа с удаленным доступом. Человек трудится дома, отправляя результаты по электронной почте. В Москве такое невозможно?
— Насчет удаленного доступа не скажу. Но я уверен, что необходимо развивать “точки притяжения” людей в новых жилых микрорайонах. При строительстве жилья нужно возводить и производства, чтобы люди не ездили на работу и с работы через весь город. Есть концепция огромных районов за границей, где в пешеходной доступности (не больше 800 метров) находится вся инфраструктура: не только школы и детсады, но и больницы, кинотеатры, рынки, увеселительные заведения и т.д. Ребенок по дороге из дома в школу ни разу не переходит дорогу. Меня такой подход по-хорошему удивил. Сейчас самая главная задача для Москвы — грамотное градостроительство. В частности, нужно выстраивать транспортные графики при строительстве крупных торговых центров и супермаркетов. Никто этого не делает. А ведь при грамотном подходе скорость движения на дороге может увеличиться на 20%. Во всех городах мира нормальная скорость — 25—30 км/час, в Москве — 8—10 км/час.
— Чем будет заниматься Координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области?
— На совете будут рассматриваться предложения, направленные на улучшение транспортной ситуации в московской агломерации. Глава Координационного совета — министр транспорта РФ Игорь Левитин, его заместители — зам мэра Москвы Николай Лямов, министр транспорта Московской области Петр Кацыв и я. Принятые решения станут обязательными. Для их реализации будет создана транспортная дирекция московского узла. Ее сотрудники каждый день станут проводить анализ ситуации в городе.
— Появится ли в Москве дорожный фонд?
— Появится. Принято решение восстановить дорожные фонды в каждом регионе. Прежде их создание носило рекомендательный характер, а в тех субъектах, где они были, деньги шли на любые нужды, но только не на дороги. Кстати, теперь будет и другой подход к строительству дорог. Государство готово платить деньги не за возведение магистралей само по себе, а за услугу — их обслуживание и ремонт в течение 10—12 лет. Строители должны отвечать за дороги, которые они строят.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
<p><strong>Ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук, к.т.н. Александр Стрельников:</strong><br /> — К фантастическому предложению можно отнести “раздвижку” времени начала работы госслужащих. Математически доказано, что всякая оптимизация по моменту прибытия на службу оборачивается одномоментным совмещением возвращающихся потоков автомобилей. Раздвижка должна определяться не ведомственным, а территориальным принципом.</p>— Московские власти последние годы непрерывно говорят о создании перехватывающих парковок. Однако их количество исчисляется единицами. Резервируются ли сейчас участки земли под парковки?
— Резервируются. Программа по парковкам была не до конца скоординирована с Московской областью. Но, к счастью, появился новый документ — федеральная целевая программа “Развитие транспортной системы России”, в которой эти вопросы прописаны. Правда, у нас есть правовая коллизия. Если подземную стоянку построит один собственник, то сверху другой собственник ничего не может ни построить, ни приобрести. Эта норма будет изменена.
— Как вы относитесь к возведению автодорог над железнодорожными путями?
— РЖД принимает активное участие в нашей работе. Наши взаимоотношения с этим ведомством включают и возможность использования пространства над железнодорожными путями. Также за пределы Москвы будет вынесена часть грузовых дворов. Но тут важно не переборщить. С одной стороны, высвободится много места, но с другой — завозить в столицу ресурсы, которые москвичи потребляют в огромных количествах, выгоднее по железной дороге, а не по автомобильным.