Но раскаяния Бабия уже никто не услышал.
— 7 апреля состоялось заседание Верховного суда Республики Мордовия, по итогам которого удовлетворено наше ходатайство об условно-досрочном освобождении, — сообщил "МК" адвокат Косенкова Дмитрий Кислинский. — Отмечено, что при рассмотрении судом первой инстанции были допущены грубые нарушения действующего законодательства.
Напомним, в апреле 2008 года Максим Косенков был арестован по подозрению в похищении гражданина Украины Виталия Бабия. В январе 2009 приговорён к 9,5 лет колонии. 7 августа 2009 Бабий заявил, что оговорил Косенкова под давлением некого сотрудника правоохранительных органов. В июне 2013 года Московский городской суд пересмотрел дело, с Максима Юрьевича сняли обвинения по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». По второй основной статье — 126 УК РФ «Похищение человека» — сократили срок.
Кто такой Максим Косенков. Чем прославился он в Тамбове? И почему был так любим народом?
— С нашими местными бабушками Косенков вел себя обходительно – каждую выслушивал, старался помочь не только советом, но и рублем, — вспоминают тамбовчане экс-мэра. — Не обижал и местных бомжей, которые по ночам на добровольной основе драили территорию возле особняка градоначальника. Утром мэр подкидывал бригаде дворников денежку.
Впрочем, народ любил мэра Тамбова не только за благотворительность.
Доходы бюджета Тамбова росли, тогда как долги снижались. В городе отреставрировали фасады домов, построили детские площадки и фонтаны, отремонтировали набережную, благоустроили парки, скверы, начался масштабный ремонт дорог, отменили плату за парковку у центрального рынка.
«Он хоть и «голубой», но для народа сделал гораздо больше «натуралов» — тут тамбовчане переходят на шепот.
На скамье подсудимых тогда оказались три человека – сам Косенков, его водитель Сычев и их друг Миронов. Всем предъявили обвинение по пунктам «а» и «в» части 2 статьи 126 УК РФ – похищение человека группой лиц с применением насилия. Тамбовские «единороссы» на заседании октябрьского районного отделения единогласно отреклись от Косенкова, который дискредитировал партию. Поддержали бывшего мэра лишь тамбовские пенсионеры и столичные геи.
Тем временем, сам Косенков осваивал профессию плотника в колонии №18, что в городе Потьма Республики Мордовия.
— Максима находился в бараке на 150 человек. Мне объяснили, что сына отправили на «красную» зону, где живут по закону. На «черной» – по понятиям, — рассказывала мать Косенкова Маргарита Львовна. — Максим чувствовал себя нормально. Даже немного поправился там. Старался больше времени проводить на воздухе, трудился, как вол. Когда многие отлынивали от работы, он повторял: «Загружайте меня работой, так время быстрее идет». Он строил парники, трубы чинил. Раз в четыре месяца я носила ему передачки – тушенку, сыр разных сортов, творог. Максим у меня сильный человек, не сломался на зоне. Даже нашел общий язык с осужденными. Ни с кем не конфликтовал. Много книг перечитал. Уголовный кодекс выучил назубок. У меня воспитанный, культурный, умный парень. Ведь это надо уметь — в 32 года занять кресло мэра города. Когда его посадили, мне пол-города звонили, люди переживали. Первая учительница хотела к нему в тюрьму приехать, навестить. На день рождения сына народ присылали поздравительные открытки к нам домой. А когда по городу прошел слух, что Максим повесился в Матросской тишине, — бабушки плакали, мужики поминали. Народная любовь — она настоящая.
А вот что рассказал "МК" Виталий Бабий. Тот самый, который «посадил» Косенкова за решетку.
— Я жил в селе на Украине, работал в колхозе. Мама у меня рано умерла. Воспитывали меня отец и мачеха, — чуть ли не утирал слезу Бабий. — Однажды я отправился погостить в Москву к товарищу, в кафе познакомился с Косенковым. Он забрал меня к себе. Мне было все равно, где жить. А Максим предложил: «Оставайся у меня работать». Я убирал в его доме, ухаживал за животными – кормил обезьяну, кашу ей варил. Платил мне Косенков 10 тысяч в месяц. Но когда мне нужны были деньги, мог подкинуть еще пару тысяч. Никогда не отказывал. Иногда вещи мне покупал. Видите, какой щедрый был. Пытался даже меня в бизнес-колледж устроить, чтобы я образование получил. Но я не люблю учиться, мне нравится телевизор смотреть и в компьютер играть.
— Вы гей?
— Я не гей! Мне об этом только в милиции сказали. Не очень приятно было слышать. И Максим — не гей. Я первый раз услышал об этом, когда мне стали “шить” дело. Но сам я ничего подобного не замечал за Косенковым!
– Расскажите, как Косенков оказался за решеткой?
— Я сошелся с бывшей женой Сычева Надей. Мы уехали в Москву. Вскоре мне позвонил Максим, и мы договорились о встрече. Из столицы в Тамбов меня вез его водитель Сычев. По дороге мы остановились в Липецке, на дискотеке. Утром я узнал, что Надя написала заявление в милицию о моем похищении. Я отправился в местное УВД разобраться. Тут-то меня и повязали… Зачем она это сделала? Обижена была на Сычева – тот бросил ее. Вот она и решила ему отомстить — придумала историю про похищение. Накатала заявление на Сычева, но Косенкова там не упоминала. В милиции я решил рассказать, как все было. Один из сотрудников УВД сказал, что писать объяснительную я должен под его диктовку. Я не соглашался. Тогда он начал угрожать мне. Я провел в отделении весь день. Телефон у меня отняли. А вечером меня под конвоем отправили в Москву. По дороге научили, что нужно говорить московским оперативникам. Текст был примерно такой: мол, Косенков меня насиловал, документы украл и держал в заложниках. “Не напишешь — твой труп через неделю всплывет в Цне. У тебя здесь никого нет, ты никому не нужен, искать тебя никто не станет», — припугнули меня. Вот так и состряпали мое заявление. Вечером меня отвезли в гостиницу. Месяц я находился под охраной. За это время Косенкова успели арестовать.
— Почему спустя полтора года вы решили раскаяться в содеянном?
— Неудобно мне стало, что Косенкову ни за что дали 9,5 лет, а его водителю Сычеву и подавно 10 влупили. Я ведь думал им максимум годик условно дадут. Вот я и решил прийти с повинной.
— В свою очередь Косенков обвинил вас в краже 100 тысяч рублей и золотого слитка.
- Ну да. Был грешок. Деньги все в Москве прокутил за пару дней.
- У вас ведь была очная ставка с Косенковым?
— Очень плохо мне тогда было. Я же врал ему в лицо. Слезы утирал. Слова не мог вымолвить. Но там никто внимания на меня не обращал. Следователь зачитывал показания по бумажке, а я кивал головой. И плакал.
— А что Косенков говорил в этот момент?
— «Виталий, опомнись, ты что делаешь?»
— Ваша жизнь без Косенкова изменилась?
- Ну да. Денег меньше стало. На дискотеки в Липецк не езжу.
Тем не менее, явку с повинной в прокуратуре признали недействительной. По словам адвоката Косенкова, сотрудникам прокуратуры для отмены приговора мало было одних показаний Бабия. Нужны были доказательства факта оговора — видеосъемка, записи разговоров с сотрудниками правоохранительных органов, которые якобы угрожали Виталию. Ничего этого Бабий, естественно, предъявить не мог.
После «посадки» экс-мэра Тамбова, оставаться в городе Виталию Бабию не имело смысла. Молодой человек вернулся на родину, на Украину, хотя находился под подпиской о не выезде. Поселился у родной сестры. Но вскоре обокрал ее и исчез. Несколько лет назад его объявили в международный розыск. С тех пор о парне ни слуху, ни духу.