Мы связались с Петром Павленским, который был искренне удивлен случившимся.
- То, что в отношении меня возбудили уголовное дело, я узнал из новостных лент. В четверг мне звонили из полиции, спросили, где я нахожусь и можно ли со мной связываться по данному номеру телефона. И все, на этом разговор закончился. В пятницу в 15.20 я получил официальное уведомление о вызове в отдел дознания в Москву.
- С вас брали подписку о невыезде?
- Нет, не брали. Об этом моменте я тоже узнал из интернета. Зато мне известно, что с меня сняли все обвинения по статье административного кодекса «Мелкое хулиганство». Теперь я буду внимательно следить за всем этим процессом, который, вероятно, станет политическим. Сейчас сложно пока гадать...
- Тем не менее вас уже сегодня сравнивают с группой «Pussy Riot».
- Не стоит меня с ними сравнивать, тем более, что они уже сидят.
- Ваш телефон, наверняка, уже оборвали адвокаты, которые готовы сделать себе имя на громком деле?
- Я общался с адвокатами, правозащитниками. Мне необходима их консультация о том, как себя правильно вести в этой ситуации и не сделать ошибок.
- Петр, интимный вопрос. Многие считают, что прибить мошонку к брусчатке вам не составило труда, потому что на том самом месте у вас ранее был пирсинг?
- Глупость. Никакого пирсинга у меня в области мошонки никогда не было. Этот факт могут подтвердить врачи, которые обследовали меня сразу после акции.
Понять логику действий властей, возбудивших уголовное дело вместо административного, «МК» попытался, проведя аналогии с делом группы «Pussy Riot». Мы связались с Ириной Хруновой, адвокатом Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной.
- Ирина, скажите, есть ли в акции художника Петра Павленского признаки состава преступления, которое ему вменяют?
- В том то и дело, что состава нет. Никакого отношения к уголовному делу и хулиганству эта акция не имеет. Более того, обратите внимание, что у нас становится очень популярной статья «хулиганство». Акция «Pussy Riot» — хулиганство, погромы в Бирюлево — хулиганство, акция Павленского — хулиганство...Следователи в очередной раз очень небрежно применили эту статью.
- Тем не менее, на чем-то они основывались?
- Мы с коллегами пришли к выводу, что это из-за места проведения акции. Государство не раз уже показывало, что на Красной площади, где гуляют гости столицы, все должно быть хорошо. Это площадь стала некой священной коровой. Если я не ошибаюсь, по статье «хулиганство» проходят и участники акции против регистрации, которые недавно вышли на Красную площадь... Они тоже, ну, никакого отношения к хулиганству не имеют, как ни старайся...
Еще один вопрос, который возник у всех — а Павленский вообще нормальный? И если нет, то можно ли его судить? «МК» поговорил с психиатром Михаилом Виноградовым:
- С точки зрения психиатрии Петра Павленского можно считать нормальным человеком?
- Павленский с точки зрения психиатрии, вменяем. Ненормальный он или нет — вопрос социальной оценки, а не психиатрической. Я не могу поставить ему диагноз, потому что не обследовал его, а только видел этого человека по телевизору. По моим наблюдениям, он психически абсолютно здоров. Павленский - эпатажная личность, которая пытается себя реализовать весьма странным способом. успеха и денег. Я никогда не поверю, что за свои акции он ничего не получает. Наверняка, все его «номера» проплачены, его поддерживают. Уверен, Павленский просто скрывает от нас мощную финансовую поддержку. Кстати, прибивание мошонки к брусчатке — не его ноу-хау. Подобные методы протеста распространены в тюрьмах. Когда заключенные хотят что-то получить от администрации, они прибивают мошонку к табуретке и выдвигают свои требования. Как правило, после такой выходки, попадают в карцер.
- В пятницу в отношении Павленского возбудили уголовное дело, по которому ему светит до 5 лет тюрьмы. Выходит, если его признают абсолютно вменяемым, он легко попадает под статью?
- Он безусловно попадает под эту статью, даже если его признают ненормальным. Просто в одном случае, он будет сидеть в колонии общего режима, в другом случае — отбывать то же наказание ему придется в психбольнице.